1. Home
  2. Статьи
  3. Тренды
  4. Индустрия гостеприимства 2023. Итоги
Индустрия гостеприимства 2023. Итоги

Индустрия гостеприимства 2023. Итоги

894
0

Весь 2023 год индустрия гостеприимства России поступательно развивалась. Эксперты по-прежнему отмечают рост внутреннего туризма. Это, в частности, свидетельствует об интересе россиян к культуре и истории своей страны.

Стартовавший в 2021 году Нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» продолжает набирать обороты. Также стоит отметить беспрецедентное выделение государственных средств на гостиничную отрасль.

Индустрия гостеприимства: туристические магниты

Все это создает условия для развития сопутствующей инфраструктуры. Правительство поддерживает программу, направленную на создание новых туристических магнитов. Уже сейчас в России появляется большое количество масштабных проектов. Например, к 2030 году планируется ввести в строй такие круглогодичные морские курорты, как «Новая Анапа», «Каспийский прибрежный кластер» в Дагестане, «Золотые Пески России» и «Саки» в Крыму, «Русская Балтика» в Калининграде. 

Российские управляющие компании
Алексей Мусакин

«Новая Анапа» — это крупнейший и по-настоящему знаковый проект для России, — говорит Алексей Мусакин, отметил управляющий партнер Cronwell Hospitality Group, вошедшей в консорциум, который победил в конкурсе на разработку архитектурных, планировочных и градостроительных решений курорта «Новая Анапа». — Столь масштабные задачи ставятся впервые за многие десятилетия.

Развитие отрасли в цифрах

Ключевой вопрос последних лет — льготное кредитование строительства качественных и доступных отелей. В рамках этой программы сейчас реализуются около 90 проектов в среднем на 25 тысяч номеров. Темпы ввода новых номеров относительно прошлого года увеличились на 40%.

В целом, российские отели закрывают 2023 год с высокими финансовыми результатами. Статистика показывает, что средняя стоимость бронирования составила 6,9 тысяч рублей за ночь — увеличение на 14,4%. При этом рост цен отмечается и в бюджетных гостиницах (до 5 тысяч рублей), и в трехзвездочных отелях (до 5,8 тысяч рублей), и в пятизвездочных (до 14,9 тысяч рублей).

Отели и тренды

Специалисты обращают внимание, что необходимо сбалансировать соотношение цены и качества. За свои деньги гости хотят получать достойный сервис. Опросы постояльцев показали, что лучшие отели по соотношению цены и качества находятся в Смоленске. Туристы отмечают чистоту номеров и уют, вкусные завтраки по приемлемой стоимости. В топе находятся Зеленоградск, Калининград, Красная Поляна, Кострома.

Галина Анохина

— Люди стали более требовательными в том, что касается безопасности проживания и комфорта, — говорит Галина Анохина, начальник управления обучения и сервиса НАО «Красная поляна». — И те, кто раньше отдыхал, условно, на Мальдивах, в Греции и Италии, приезжая к нам, хотят видеть аналогичный уровень обслуживания. Вот почему сейчас в российских отелях все чаще делается акцент на персонифицированный сервис. Плюс активно используются различные современные технологии.

На наш взгляд, есть несколько трендов, которые проявились в индустрии гостеприимства в уходящем году.

Тренд первый: Рост внутреннего туризма

По статистике, в 2023 году по стране путешествовали до 72 миллионов россиян. Отечественные туристы открыли для себя Кабардино-Балкарию, Дагестан, Северную Осетию, Алтай, Мурманскую область и другие регионы страны. Более того, в будущем власти нацелены на создание новых центров притяжения на Урале и Дальнем Востоке, в Сибири. Популярными стали не только большие города, но и национальные парки, заповедники, то есть экологически чистые регионы. Туристы ищут новые места для путешествий и открывают неизведанные уголки страны.

Тренд второй: Увеличение количества бизнес-проектов по созданию глэмпингов 

Внутренних туристов стало больше, поэтому появилась необходимость в появлении дополнительных мест размещения. Выходом стало строительство глэмпингов, которые быстро возводятся и окупаются всего за 4-5 лет. Помимо этого, преимуществами такого формата стали низкий порог входа и возможность получения господдержки. Максимальным потенциалом для развития считаются глэмпинги, расположенные в нестандартных местах, с высоким уровнем сервиса и возможностью получения гостями уникального опыта.

Тренд третий: Спрос россиян на качественный отдых

По оценкам специалистов, все большую роль начинает играть качество отдыха. Туристы готовы потратить больше за короткий срок проживания, но получить сервис на 5 звезд. Цифры показывают, что потребность в дорогих отелях растет: даже увеличение стоимости проживания в них на 12% не мешает привлекать гостей. Однако отрасль сейчас испытывает дефицит качества предложения. 

Тренд четвертый: Популярность туров выходного дня

Продажи такого формата отдыха летом в России выросли на 15-20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. По оценкам экспертов, туристы стали чаще разбивать отдых на несколько периодов, в один из которых путешествуют по ближним регионам. При этом заметно вырос спрос на семейные отели и апартаменты. Также для коротких туров пользуются спросом отели высокой категории. Одним из популярных вариантов такой поездки стали blesiure-путешествия — концепция сочетания деловой активности с отдыхом.

Тренд пятый: Гиперпесонализация 

В 2023 году персонализация выходит на новый уровень. Пользуясь современными технологиями, отели готовы удовлетворить максимальное количество потребностей своих постояльцев. Гиперперсонализация стала необходима, чтобы довольный гость оставлял хороший отзыв, порекомендовал отель знакомым и в будущем сам вернулся туда.

Тренд шестой: Развитие интеллектуальных технологий

В гостиничной отрасли активно внедряют новые цифровые решения, позволяющие привлекать гостей. Все чаще отели предлагают воспользоваться виртуальным консьержем, мобильную регистрацию заезда, функции «умного дома» в номерах, в числе которых вход в номер без ключа и включение света голосом. Современные технологии интересны постояльцам и становятся все более востребованными.

Тренд седьмой: Гастрономический туризм

Национальная кухня в России настолько разнообразна, что походы по местным ресторанам стали важной составляющей поездок по стране. В 2023 году заметно вырос спрос на кулинарные туры, когда путешественники в регионах могут попробовать уникальные блюда. Более того, популярностью пользуются фермы и рынки, где можно приобрести экологически чистые продукты.

Тренд восьмой: Видеомаркетинг

Видеоконтент позволяет показать все преимущества отеля, сокращает количество шагов от «увидел» до «купил». К тому же, он дает возможность увеличить аудиторию на официальных сайтах, в соцсетях и выделиться среди конкурентов. Поэтому отели все чаще используют видеоролики разного формата.

Тренд девятый: Экономика трансформации

Пожалуй, самый «молодой» тренд, который только начал зарождаться. Он идет на смену экономике впечатлений, когда путешественники ищут способы получения эмоций и новых ощущений. Теперь туристам необходимо что-то большее. Экономика трансформации подразумевает не просто получение удовольствий, а личную трансформацию в духовной, интеллектуальной, физической сферах. Кстати, эта модель способствует предоставлению отелями персонализированных услуг.

Тренд десятый: Рост спроса на оздоровительный отдых (санатории и SPA-отели)

Итоговые подсчеты показывают, что в 2023 году общий прирост объемов в этом сегменте составляет 11,5% в сравнении с 2022-м. Эксперты отмечают, что эти цифры могли быть и выше, но продавать было уже нечего. К нынешнему декабрю спрос на санатории Кавказа и Краснодарского края превысил предложение в среднем на 50%. Причем в Кавминводах он не зависит от времени года, и загруженность на объектах постоянно достигает 80-90%.

Ожидается, что в следующем году позитивные изменения в развитии гостиничной индустрии сохранятся. Пока наблюдается нехватка качественного предложения, будут появляться новые возможности для гостиничного бизнеса в России. И, надо сказать, что недостатка в идеях нет. Поэтому можно рассчитывать на рост предложений для качественного и разнообразного отдыха на просторах нашей страны.

— Здесь мы должны комплексно подходить к развитию всей туристической отрасли, — отметил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на совещании о развитии индустрии туризма и гостеприимства. — Необходимо вывести качество сервиса в сфере на принципиально новый уровень с учетом потенциального спроса, который существует у наших людей. В целом хочу сказать, что финансирование отрасли существенно увеличилось. Мы видим конкретную отдачу от таких вложений. Одним из главных для туриндустрии вопросов всегда было наличие удобных и комфортных мест размещения, и сейчас их у нас уже около 30 тысяч. Доступно более 1 миллиона номеров, из них примерно около 800 тысяч — классифицированные. И люди, решая для себя вопрос, где остановиться, все чаще предпочитают не частный сектор, а гостиницы, санатории, базы отдыха и кемпинги.

Выводы

Уходящий год показывает, что руководство страны решительно взялось за развитие индустрии туризма и гостеприимства. Помогли и внешние обстоятельства. Тем не менее, вовремя проработанные четкие меры сыграли ведущую роль для привлечения дополнительных инвестиций. А значит будет укрепляться не только туристическая отрасль, но экономика российских регионов в целом.