1. Home
  2. Статьи
  3. Концепт
  4. «Кавказская тропа» как концепция пешего туризма-2
«Кавказская тропа» как концепция пешего туризма-2

«Кавказская тропа» как концепция пешего туризма-2

159
0

Сегодня мы продолжаем рассказ о проекте «Кавказская тропа». А увидим его глазами Ирины Грушаниной, которая и воплощает в жизнь собственную идею.

Как создать тропу?

Ирина Грушанина

Для того, чтобы реализовать такой проект, предстоит сделать несколько шагов. В их числе:

— Проектирование, трассировка маршрута. Исследование территорий маршрута.

— Взаимодействие с местными сообществами.

— Взаимодействие и регулирование маршрута с региональными, федеральными властями. Работа с правительством, потому что тропа должна быть законной.

— Маркировка, чистка маршрутов, донесение всей информации общественности.

— Урегулирование с точки зрения земельных отношений.

— Навигация на маршруте.

— Популяризация.

Плюс еще важно сломать стереотипы. А они меняются — это 100%. Я как раз себе поставила задачу, считаю ее лично своей миссией и миссией проекта в том числе — дать возможность любому человеку пойти по тропе. Это очень важный акцент: рассматривать в качестве целевой аудитории не тех самых горячих туристов-походников, которые знакомы с походами, активно и давно ходят, и в том числе на Кавказе. А раскрыть глаза населению и показать, что они тоже могут пойти в горы. Что это не что-то недосягаемое и исключительно спортивное, а нечто доступное любому.

Здесь как раз и меняются стереотипы. Самое ценное, что я получаю от откликов людей, когда пишут: это мой первый самостоятельный поход, и как же здорово, что можно самому взять и пойти.

«Кавказская тропа» и туризм в России

Развитие туризма ощущается. На слуху маршруты и активности в туризме в разных регионах России. Если говорить о тропах, то это Кавказ, Ленинградская область, Урал, Байкал, Казань. Сюда также можно добавить Камчатку и Кольский полуостров.

Могу отметить, что номерного фонда не хватает везде, кроме Красной поляны. И не хватает разного номерного фонда: проживания у местных, качественных хостелов и глэмпингов, хороших отелей и мини-гостиниц.

Красная поляна — это горнолыжный курорт, который с точки зрения популяризации хорошо развит. Мало того, что развит, но и качество условий для горнолыжного катания там хорошее. Трассы, канатные дороги, любой уровень проживания — там можно найти варианты под любой кошелек и запросы. Сам бренд Красной поляны, отдых в горах и возможность ходить по маршрутам, которые выложены в свободном доступе — все это рождает туристический интерес. Есть информационное оповещение, раскрученность бренда, что играет свою роль. В результате люди активно приезжают.

То же самое с Эльбрусом. Эльбрус — это восхождение и акклиматизация прогулки, это заложено в бренд. Так и происходит популяризация. Люди также понимают, что можно приехать как летом, так и зимой, что восхождение доступно, есть конкретные маршруты прогулок по горам.

Например, в Красную поляну много людей приезжает самостоятельно, потому что вся информация выложена именно для самостоятельного туриста в том числе. На Эльбрусе информации мало, поэтому количество людей, которые ездят не в туры, значительно меньше. За счет того, что оба направления используются в рамках коммерческих туров, благодаря туроператорам, гидам также идет популяризация и раскрутка.

Мне было интересно, зачем такое количество гостиниц в Сочи? Ведь нет 100% загрузки в какой-то из сезонов. Но я поняла: если новые объекты открываются, значит, в плане бизнеса все устраивает.

«Кавказская тропа»: недооценка туристами и инвесторами

Если говорить о Кавказе, то недооценен практически весь Кавказ. И я понимаю, почему. Как только та же «Кавказская тропа» раскрутится, станет узнаваемым брендом, в эти места станут приезжать чаще. Уже сейчас есть интерес. Инвесторы чувствуют нехватку качественных объектов.

Здесь вопрос времени, репутации и вложения сил в популяризацию. Когда станет понятным туристический потенциал региона и проявится дефицит гостевых домов, тогда можно будет приводить инвесторов из других районов страны или местных бизнесменов, которые начнут создавать условия для проживания. Это заметно по Дагестану. Там мы уже затронули нетуристические места — очень много сёл мы берем в маршруте, они идут без привязки к раскрученным туристическим объектам. Получается, что эти территории мы сами потихоньку раскручиваем.

Те же местные, которые готовы принимать у себя туристов тропы. Уже сегодня понимают, что недостаточно места, и надо строить рядом.

Если говорить о глобальных инвесторах, то у меня есть желание выходить и на них, и на гостиничный бизнес, но пока не хватает времени на все. Я не могу прийти с пустыми руками — должен быть бизнес-план. Пока до этой задачи не дошла. И пока она для меня неприоритетна. С существующим потоком, который был в 2023 году, тропа справляется.

Как только я пойму, что тропа не справляется с текущим потоком, одной из первостепенных задач будет поиск инвесторов.

Национальный проект: глэмпинги и модульные дома

В последнее время ощущается работа по созданию новых объектов размещения благодаря нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства». И это очень здорово. На тропе в том числе появляются такие объекты. Они небольшие, красивые.

Я видела неудовлетворенность глэмпингами. И причины ее понятны. Владелец недостаточно вложил денег и мало уделил времени. Однако есть и абсолютно другие примеры очень классных новых объектов.

Я посетила все новые глэмпинги на Кавказе, и могу сказать — только один опыт считаю для себя негативным.

В целом сейчас на тропе появилось 5 новых глэмпингов. И еще один строят в той части, куда я хочу увести тропу. Пока без благоустройства туда нет пути.

В рамках программы строят именно в туристических локациях. И только один глэмпинг владельцы рискнули делать не на раскрученной локации. Я уверена, что все будет хорошо, просто интересно, сколько времени это займет для того, чтобы владелец начал получать отдачу от своего бизнеса. В целом, на Кавказе бескрайние просторы, где можно строить гостиничные объекты.

Слияние глэмпинга и пешего туризма

Да, и это дополнительный уровень качества для людей. Из того, что есть сейчас в Дагестане, это либо теплый душевный прием в гостевом доме — как будто домой пришел, либо глэмпинги. И это все ценно, но нет чего-то другого. Например, дорогих отелей или маленьких частных отелей — такого нет. Нужно или нет? Спрос нужен везде.

«Каквказская тропа»: что нужно для выхода на мировой рынок?

Маркетинг — это самое важное. Второстепенные, но тоже важные составляющие  — это уникальные достопримечательности и качественное проживание.

Важно создавать имидж. Это что-то, чем можно гордиться на уровне страны. Тропа мирового уровня — расплывчатое понятие. Важна известность, положительные отклики туристов из-за рубежа, которые ее успешно прошли.

Любую тропу можно попробовать сделать мировой, но всегда крайне важен маркетинг. Получится или нет — покажут сами туристы. В любой тропе могут быть заложены ценности, важные для туристов. В этом случае у Кавказской тропы все есть: доступность, природа, горы, бонусом гостеприимство и  прекрасные люди.