Сегодня мы снова возвращаемся в загородный комплекс «Вотчина Деда Мороза», что в Великом Устюге. Иными словами, продолжаем беседу с Андреем Николаевичем Деревесниковым, совладельцем и генеральным директором упомянутого проекта. Предметом разговора станет загрузка отеля, а также его жизнь в низкий сезон, каналы продаж, работа ресторанной службы и… спа-центр.
О построении продажах
— Как у Вас сейчас выстраиваются продажи, особенно после ухода с рынка зарубежных агрегаторов?
— Скажу честно: поскольку Booking.com воспринимал нас не иначе, как объект, где можно отдохнуть в новогодние праздники, а в остальное время выкручивал руки, то мы решили пойти своим путем. Вот почему еще несколько лет назад поставили задачу раскрутить собственный сайт и группы в социальных сетях, чтобы получать, как можно больше прямых бронирований. И сейчас в основном продажи у нас идут в основном через собственный сайт. Это порядка 85-90%. Да, проживание у нас стоит несколько дороже, чем в Великом Устюге, но люди понимают, за что они платят: прежде всего, за отдых в сосновом бору, на природе, в закрытом, охраняемом и безопасном месте, к тому же рядом с домом Деда Мороза. Плюс у нас на территории открыт единственный на Севере официальный филиал Московского зоопарка. Инициаторами его создания именно здесь выступили когда-то Юрий Михайлович Лужков и его заместитель Владимир Владимирович Спицын. К слову, на содержание этого проекта мы получаем ежегодно порядка 50 млн. рублей из бюджета Москвы.
— Похоже, низкого сезона у вас не бывает…
— Без него, увы, не обходится ни один загородный проект. И мы не исключение: полгода трудимся, не покладая рук, а полгода у нас затишье. Кстати, не обошлось и без влияния природного фактора.
— Что имеете в виду?
— За последние годы изменилась погода. Еще каких-то 5-10 лет назад зимы были как зимы и -30С считались нормой, а бывало и -40С, морозы стояли до конца марта, то сейчас после 8 марта приходит потепление, и в результате практически до нуля падает турпоток.
— Какой выход видите для себя из такой ситуации?
— С точки зрения экономики проекта, определенные решения нашли. В частности, в низкий сезон отпускаем людей на отдых. Плюс стараемся тратить это время с максимальной пользой. Например, проводим обучение, приводим комплекс в порядок, внедрили энергосберегающие принципы работы, пустующие дома обогреваются в облегченном режиме, благодаря чему смогли получить существенную экономию газа, на котором работает наша котельная.
О низком сезоне, сыре и спа-центре
«Спокойные» месяцы в нашем случае — март, апрель и май. Причем в апреле люди уже потихоньку начинают приезжать, так что, на ФОТ мы зарабатываем. Параллельно стараемся развивать не только отельное, но и другие направления деятельности компании: открыли ресторан, парк аттракционов, вот уже три года подряд удается получить контракт на озеленение Великого Устюга, ведем регламентные работы в сфере коммунального хозяйства города. А еще три года назад создали свое туристическое агентство. Уже почти восемь лет работает сыроварня.
— Неожиданно. Как и почему она появилась?
— Идея возникла спонтанно. У нас была маленькая кафешка с кухней. Но все это активно использовалось только в пиковые новогодние даты, а в остальное время простаивало. А когда в 2014 году впервые ввели экономические санкции, оказалось, что россияне без пармезана жить не могут (улыбается). А если есть спрос, значит, должно быть и предложение. Через общих друзей нашли молодого человека, у которого есть свое сырное производство. Он к нам приехал, посмотрел, попробовал молоко, которое мы предложили ему в качестве сырья. Все устроило, в том числе и оборудование, которое у нас было в наличии. Докупили только саму сыроварню на 40 литров. У себя же в коллективе нашли сотрудника, который заинтересовался сыроварением. Он прошел курс обучения, и мы запустили новый проект Сначала производили два вида сыра, потом четыре и потихоньку процесс пошел. Сейчас их уже 11 (делаем до 30 кг сыра в сутки) и можно сказать с уверенностью, что задумка себя полностью оправдала. Более того, в апреле этого года открыли в Великом Устюге свой магазин, где продаем продукцию ресторана, а именно 50% ассортимента —различные полуфабрикаты, и 50% — наши сыры. В результате и повара при деле, даже в межсезонье, и есть дополнительный источник дохода. Вообще работа одновременно в разных направлениях позволяет добиться финансовой стабильности в течение года. Главное — не останавливаться на достигнутом.
— Скажите честно, что еще задумали?
— Есть давнишняя мечта — открыть в «Вотчине» спа-центр. Вот почему, если отправляюсь в путешествие, то стараюсь выбрать отель со спа-комплексом (по-прежнему все стремлюсь пропустить через себя). Чуйка подсказывает: спа — идея перспективная. Ведь отель может зарабатывать деньги. Причем, предлагая эту услугу, не только гостям, но и местным жителям. Тем более, сейчас ЗОЖ в тренде. Я уже не говорю о том, что в загородных отелях всегда есть проблема: что бы ты не делал, гостям всегда нечем заняться. Однако надо все правильно просчитать с точки зрения экономики проекта. Отчасти, именно по этой причине решил получить второе высшее образование, на сей раз в Санкт-Петербургском Государственном Экономическом университете. Так что, спа рано или поздно в «Вотчине» откроем. И потом у меня в этом есть и личная заинтересованность. Только представьте: можно приехать с утра, сходить в бассейн, потом позавтракать и сразу на работу (улыбается).
Продолжение следует…