1. Home
  2. Статьи
  3. Мнение
  4. Николай Антонов: «Индустрия гостеприимства поступательно развивается»
Николай Антонов: «Индустрия гостеприимства поступательно развивается»

Николай Антонов: «Индустрия гостеприимства поступательно развивается»

70
0

Современная индустрия гостеприимства является одним из главных поставщиков новостей после пандемии. Ситуация в отрасли более-менее стабилизировалась. И даже наблюдается определенный поступательный роль. Весьма интересна статистика, отчасти отражающая реалии рынка. Ее озвучил и прокомментировал генеральный директор УК «МТЛ-АПАРТ» Николай Антонов. Цифры любопытные. Есть о чем задуматься и взять на заметку.

Индустрия гостеприимства развивается?

— Гостиничная индустрия в данный отрезок времени не испытывает сложностей, она поступательно развивается. С 2017 года отрасль остается на одном уровне, что можно считать положительным трендом.

Согласно статистике, число коллективных средств размещения составляет 29,6 тысяч объектов. Общая площадь объектов размещения — 24 млн. м2. Численность номерного фонда около 1 млн. номеров. Доля номеров высшей категории среди них — всего 6% от общего фонда.

Потребитель больше всего ценит чистоту, относительно невысокий чек, а также локацию. Отели категории 3*-4* и апарт-отели могут это все предоставить, а потому являются самыми популярными.

Распределение рынка по типам объектов

Не менее интересно и то, какую долю рынка на данный момент занимают средства размещения разных форматов. Так, например, на гостиницы и отели приходится 64% от общего числа объектов, а на сервисные апарт-отели — 3%.

Большее количество объектов размещения помимо Москвы и Санкт-Петербурга представлено в Краснодарском крае, Приволжье, на Урале, Дальнем Востоке, Крыму, Казани. Сейчас развивается и расширяет предложения по гостиницам Алтай, Южная Сибирь, Иркутская область, Западная Сибирь, Калининград.

Индустрия гостеприимства: цифры по России

Если говорить о проектах строительства объектов туристической инфраструктуры в России, то данные следующие: 850 объектов сейчас либо строятся, либо находятся в стадии реконструкции и модернизации.

Есть еще несколько показательных цифр: в 2022 году на рынок выведено 138 объектов. Общий объем инвестиций в них составляет 1,8 трлн. рублей.

В формате апарт- и кондо-отелей реализуется 405 проектов.

Лидирующими регионами в этом сегменте являются Москва, Санкт-Петербург, Черноморский регион, Алтай, Байкал, Дальний Восток.

Основные тенденции на рынке апарт-отелей Санкт-Петербурга

Если говорить о тенденциях, проявившихся за последнее время, то я бы отметил, следующие:

Тенденция первая: снижение инвестиционного спроса со стороны конечного инвестора на 30-40%.

Тенденция вторая: перераспределение между сервисными и жилыми апартаментами. И цифры меняются не в лучшую сторону. Причем нагрузка, которую несет девелопер, реализуя отельный проект, фактически приравнивается к жилью, для которого к тому же не надо продумывать сервисные услуги. В частности, поэтому доля жилых апартаментов увеличивается.

Тенденция третья: резкий рост предложений в сегменте рекреационных объектов. Все, что связано с отдыхом — в тренде.

Тенденция четвертая: стабилизация загруженности и арендных доходов.

Наблюдается прекращение резкого роста. Мы находимся в определенной стагнации роста ставок на проживание и заполняемости. Уже нет тех рекордов, которые фиксировались во время Чемпионата мира по футболу и прочих крупных мероприятиях. У нас пропал поток туристов из Китая, не наблюдаем резкий скачок внутреннего туризма.

Конечно, есть подозрение, что туристы размещаются в серой зоне, скрытой от статистики – в квартирах посуточно. Между тем, туристы, которые арендуют напрямую у собственников жилья, и являются лакомым кусочком для апарт-отелей, гостиниц, баз отдыха.

На мой взгляд, стабилизация — это уже почти стагнация.

Тенденция пятая: рост стоимости входа для частных инвесторов в 2022 году на 18%.

При этом нагрузка на девелопера увеличивается, строить дешевле уже не получается. Соответственно, любая финансовая модель для микроинвестора немного ухудшается. В цифровом выражении примерно на 18%.

Тенденция шестая: снижение средних показателей доходности до 4-6% в год.

Нет запредельных инвестиционных ожиданий от дохода на недвижимость — в данном случае, апартаментов. Два года назад, к примеру, мы говорили о 15-17%. Сейчас произошло снижение. От сдачи своих апартаментов через управляющую компанию можно получить прибыль до 4-6%.

Тенденция седьмая: цифровизация процессов управления.

Таковы, по моему мнению, главные современные тренды индустрии гостеприимства.

По материалам BestBreakfast