Сегодня про капсульные отели не говорит только ленивый. А ведь ещё каких-то 20 лет назад на каждом крупном железнодорожном вокзале нашей страны было вполне реально за небольшую плату посетить «Комнату отдыха». Там любой путешественник мог принять душ, поспать да и просто комфортно скоротать время перед посадкой. Конечно, это не бизнес-зал аэропорта, но тем не менее. Да и задачи, совершенно разные.
Капсульные отели и реалии жизни
Сейчас многое поменялось, в том числе и общая ситуация. Во-первых, выезд из страны стал сложнее, а вот путешествия внутри всячески поощряются. Во-вторых, логистика передвижений как из, так и внутри России ещё прорабатывается. В-третьих, перелеты порой стали дольше, чем раньше, а некоторые прямые воздушные пути сообщения временно перекрыты.
Как следствие, иногда наземный транспорт (читай железнодорожный) остается единственной разумной альтернативой. Не в последнюю очередь из-за своей массовости и доступности.
А гарантированный поток людей — ВСЕГДА лакомый кусок для любого бизнеса. Ведь это же живые деньги. Нужно только их подобрать!
И поэтому то, что повсеместно появляются новые капсульные отели, уже не удивляет.
Капсульные отели прошлого и будущего
В свое время мое внимание привлёк новый транспортный хаб в Москве, а именно Восточный вокзал. Капсулы там сделаны в виде «микроволновок».
В мозгу мгновенно всплыла картинка шкафа для сна времён средневековья (подобные предметы интерьера и мебели были очень популярны в странах Европы в это время).
Обсуждать модные и современные веяния дизайна смысла нет, а вот стоимость пользования такой услугой вызывает интерес.
Не секрет, что основной затратной частью такого проекта является операционная деятельность. Ведь стоимость создания самой капсулы плюс/минус одинаковая для всех средств размещения данного формата. Причем большая часть приходится на housekeeping.
И именно через эту призму надо смотреть на себестоимость «капсульного бизнеса» при формировании ценовой политики такого средства размещения.
Экономика проекта
Потому что 1000 рублей — уже некомфортно, а 3 тысячи рублей звучит просто больно. И возникают логичные вопросы: за что и как долго по времени? И вообще капсульные отели чем-то напоминают гостиницу на час, не находите?
Правда, и в том, в другом случае человеку гарантируется чистота, точнее, отсутствие антисанитарии и даже намёка на оную.
Ведь поток возможных гостей огромен, потенциал зашкаливает, а различия между ними — данность.
Логично и абсолютно естественно, что при правильной локации капсульного отеля маржинальность бизнеса будет супер-положительная.
Но, опять же, механические часы потому и считаются самыми лучшими, что каждый винтик их механизма расположен чётко на своём месте и тщательно подогнан к другой детали.
Вот почему 7 лет назад весь гостиничный рынок гудел, как пчелиный улей, обсуждая сверхприбыли и баснословные барыши от капсульного хайпа…
Тогда многие эксперты просто наблюдали, считали и оценивали. Ведь недаром в пивной советского периода существовало негласное правило: «Требуйте долИва, после отстОя пены!».
Ну, а что касается станционных мини-гостиниц, то их открытием уже занимаются, как минимум, две управляющие компании.
Вместо заключения
В прошлом году моя сокурсница с дочкой летала к мужу по достаточно сложному маршруту с продолжительной стыковкой в стамбульском аэропорту.
Так вот: его транзитная зона наполнена капсульными отелями на любой вкус и кошелёк. Например, 1 час сна в такой капсуле обойдётся от 6 до 8 USD, в зависимости от времени суток. Выводы делайте сами. Однако, на мой взгляд, исторический опыт придорожных трактиров в любом случае забывать не стОит.
Андрей Волохов, управляющий партнер компании VAP Consulting