Недавно мы опубликовали первую часть интервью с Владимиром Масловым, управляющим партнером УК Domina Management. Предлагаем вашему вниманию продолжение беседы. Оно не менее интересно.
Географические нюансы гостиничного бизнеса
— По собственному признанию, Вы были человеком, привыкшим к дому. Есть принципиальная разница в ведении отельного проекта в Петербурге и, скажем, в Новосибирске?
— Есть, но незначительная. И определяется она теми людьми, с которыми ты сотрудничаешь. На мой взгляд, Новосибирск — один из весьма простых городов для работы. Очень благодарен и тогдашней администрации города, и тем людям, с которыми мы столкнулись, когда строили Domina Novosibirsk hotel 4*. Как тот проект, так и петербургский отель мы реализовывали с представителями старой советской строительной, инженерной и управленческой школы. Опыт колоссальный. И всё было классно!
Поверьте, это другие люди, у которых все в голове устроено иначе. И невозможно было даже представить, что человек халатно отнесется к своей работе, что-то забудет или поступит безответственно. Так вообще вопрос не ставился. Скорее, сам забудешь, чем забудет, например, Виктор Степанович Чагинский, осуществлявший строительный надзор отеля Domina в Петербурге. Достаточно сказать, что в прошлом он был главным строителем Байконура. И это дорогого стоит.
Космический отель
— То есть на Мойке вы строили космический отель?
— Когда Виктор Степанович для отеля Domina отлил плиту фундамента (а она, между прочим, 90 см толщиной), то с уверенностью сказал, что теперь нее можно запустить космический корабль.
Так что люди, которые всё проектировали (среди них и Анатолий Владимирович Шапиро, и Алексей Георгиевич Шашкин), закладывали такой запас прочности, что здание выстоит в любой ситуации. Это очень важно, ведь с инженерной точки зрения, в плане грунтов, набережная Мойки — одно из самых сложных мест в Петербурге. Особенно, если учесть, что рядом с отелем еще и так называемые песчаные линзы, которые не везде на упомянутой реке встречаются. Поэтому заложить надежный фундамент весьма непросто, а нам удалось.
— А это обычная история…?
— Наверное, дело во мне и моей привычке всё делать основательно. Так, чтобы закончил работу и забыл. И если сейчас зайти в технические помещения нашего отеля, то, поверьте, они выглядят точно также, как 12 лет назад. Все по-прежнему блестит, сверкает и работает. Так что затраты, которые мы обычно несем при строительстве, окупаются с лихвой. Ремонтировать не надо, остается только поддерживать в надлежащем состоянии.
Отельный бизнес, его место в жизни и роль команды
— Чем для Вас уже стал отельный бизнес?
— Наверное, ответ удивит. Но я не ощущаю себя отельером и человеком, имеющим серьезное влияние на гостиничную отрасль. Я, скорее, девелопер, строитель. Для того, чтобы заниматься именно отельным бизнесом, у меня есть хорошая команда, которая вникает непосредственно во все тонкости. Честно признаюсь: я его знаю не очень глубоко, но во многих аспектах разбираюсь и могу их понять.
Однако, когда отель уже создан и работает, с легким сердцем передаю его в руки своих менеджеров. И объект живет уже немного на другой волне. Меня же больше интересует создание, строительство, развитие, нежели очень кропотливый и тяжелый процесс ежедневного управления.
УК Domina Management и кадровая политика
— Владимир, как Вы только что сказали, команда, которая на данный момент собрана — это один из определяющих факторов в успехе компании Domina и ее отелей. Как удалось создать и сохранить коллектив?
— Сейчас мы переживаем своеобразный переходный период. Всех людей, которые работают у нас в отелях и занимаются их управлением, мы, по сути, вырастили. И именно благодаря этому удалось сохранить единый коллектив. Каждый человек в нем уже достаточно долго. Каждый вместе с нами рос, развивался, учился, улучшал свое финансовое положение. При этом со временем расширялся и спектр обязанностей сотрудников.
Скажу больше: у нас уже сложились фактически семейные отношения. Мы знаем, на что наши люди способны, знаем их сильные и слабые стороны. А сейчас еще и активно развиваемся как управляющая компания, приглашаем на работу специалистов с очень серьезным практическим опытом. Это профессионалы, которые вливаются в нашу команду. Причем они настолько важные и знаковые фигуры в структуре компании, что зачастую формируют новые стороны нашей команды. Не скрою: период очень важный и сложный, потому что иногда бывает непросто ввести специалиста высокого уровня в семейный бизнес.
— С чем, на Ваш взгляд, это связано?
— Люди с опытом работы в больших корпорациях, зачастую привыкли к другой системе координат, к иной схеме построения бизнес-процессов. У нас нет многого из того, что есть в крупных холдингах, но зато мы все друг друга прекрасно понимаем, и очень многие вопросы решаются без формализма.
И надо сказать, вновь пришедшие сотрудники такой подход начинают ценить и понимать. Либо сразу, либо со временем. Есть те, кто относится настороженно. Но у всего свои плюсы: меняемся мы сами и люди, которые к нам присоединяются, подстраиваются под существующие правила. Считаю, сейчас это единственно возможный путь. Мы должны приглашать действительно очень серьезных, сильных профессионалов, которые позволят нам довольно активно развиваться.
Решение кадрового вопроса
— Где находите кадры? Люди сами приходят или вы их приглашаете?
— По-разному бывает. Могу сказать, что профессиональный мир вообще очень маленький. Все друг друга знают. И как только возникает потребность, нужные кандидаты появляются. Плюс у тех, кто с нами уже работает, большое количество контактов. А вот процесс приема на работу — особая история. Если говорить про сотрудников отелей, то мы идем через тех, кого уже знаем. Приглашаем специалистов, в которых заинтересованы. Не стал бы говорить, что «хантим» кадры. Не помню ни одного случая, когда мы кого-то сманили высокой зарплатой или чем-то еще. Всегда изначально присутствовала воля потенциального кандидата.
Многое сейчас определяется, тем, что мы все-таки компания с западными корнями и стандартами. Это привычно людям, работавшим в больших зарубежных сетях, и часто является определяющим моментом при принятии человеком решения в нашу пользу. Но порой мы также обращаемся и к стандартным ресурсам по поиску персонала.
— Деньги являются инструментом удержания персонала? Или это тупиковый путь?
— Это не тупиковый путь, но он точно далеко не единственный. Да, можно сотруднику, который не хочет задерживаться в компании, предложить, условно, на 20% больше. И, возможно, он даже останется. Но это не значит, что будет хорошо выполнять свою работу или делать ее лучше, чем раньше. Гораздо важнее, чтобы человеку нравилось то, чем он занимается. Вот это действительно определяющий момент.
Семейный характер бизнеса
— Владимир, Вы сказали, что Domina — семейный бизнес. В чем это выражается?
— Есть два момента, которые определяют «семейность» нашего бизнеса. Во-первых, у нас итальянские корни. Как говорится в одном известном фильме: «мы не называем это мафией, мы называем это семьей» (улыбается). Кстати, у нашего отца-основателя Эрнесто Преатони семеро детей. Как минимум, четверо, а теперь уже и пятый, вовлечены в отельный бизнес, хотя и работают в разных его сегментах. И это очень классно. Потому что сейчас я имею честь сотрудничать с двумя поколениями семьи Преатони.
Это общение, правда, очень ценно для меня. Ведь это люди с интересным видением бизнеса и взглядами на жизнь. И у нас очень хорошие отношения. Я в какой-то мере считаю себя причастным к семье Преатони, и они это признают.
А второй момент — отношения внутри компании Domina. У нас нет всепрощения, но и никогда не было бессмысленного, жесткого формализма. Всегда c уважением относимся друг к другу. При этом изначально договариваемся о том, что каждый сотрудник ответственно подходит к своей работе. Нужно остаться сверхурочно — нет проблем. Есть возможность отдохнуть — пожалуйста, никто не станет на тебя косо смотреть и корить за это. А еще у нас взаимопомощь и взаимозаменяемость, что тоже важно. У нас нет такого, что границы ответственности каждого сотрудника строго определены, каждый занят исключительно своим делом и больше его ничего не волнует.
Более того, за годы работы многие наши сотрудники переквалифицировались. То есть стали решать несколько иные задачи, нежели обозначенные изначально при приеме на работу.
Принципы управления
— Насколько Вы доступны для сотрудников, а господин Преатони для Вас?
— Доступность абсолютная. Телефон включен всегда. И у меня и у него. Причем мы очень быстро общаемся. И это одна из причин нашего успеха. Как говорит сам Эрнесто, в нашей компании есть совет директоров, и он состоит из одного человека (улыбается). Надо отдать должное: всё всегда решалось и решается просто. Я знаю, что для ответа на любой сложный вопрос, требующий согласования с господином Преатони, достаточно одного звонка. Иногда пишу письмо на электронную почту, если понимаю: информации много, а потому ее необходимо прочитать и осмыслить, чтобы сделать всё правильно.
Однако даже в таких ситуациях, повторюсь, решение принимается быстро. Аналогично работает и наша компания Domina Management. Когда какие-то вопросы возникают, стараемся их оперативно согласовывать. Стремлюсь делегировать полномочия, хотя допускаю, что у меня это получается не в полной мере.
При всём том, есть сотрудники, работу которых я уже не проверяю и доверяю им на 100%. Знаю: она будет выполнена полностью и профессионально.
Ритм и график в офисе и вне его
— У Вас телефон включен 24 часа в сутки?
— Да. Но звонками меня не донимают. Конечно, бывают и веселые дни, однако это совсем не означает, что я постоянно на телефоне.
— Как проводите свободное время?
— Когда-то, общаясь с Эрнесто Преатони, услышал от него, что он никогда не ходит в отпуск, но каждый день находит время, которое посвящает себе. Я живу примерно так же. Кроме того, у меня есть любимая дача, где переключаюсь и занимаюсь тем, что позволяет не вспоминать о работе. Хотя, так или иначе, всё равно думаю о ней. Правда, это ненавязчивые, приятные мысли, которые развлекают, но не докучают.
— Что читаете или слушаете?
— Я по своей природе аудиал. И мне гораздо проще воспринимать информацию на слух, я ее лучше запоминаю. Но именно книги предпочитаю читать, причем в бумажном варианте. Честно признаюсь, последнее время мало уделяю внимания художественной литературе, выбираю произведения, где есть размышления мудрых людей по поводу разных исторических периодов. Но настольной книги, которую бы открывал каждый день, нет.
— Ваши наследники уже смотрят в сторону отельного бизнеса?
— Они еще очень малы для этого. Старшей дочери 9 лет. Правда уже сейчас она всерьез задумывается о том, чтобы стать врачом. И я такое стремление всячески приветствую и поощряю.
P.s.
— Без какого качества характера Вас как человека не существует?
— Скажу так: я отвечаю за свои слова, что важно для меня самого. Без этого я бы не уважал себя.
— О чем бы попросили высшие силы, будь Вы уверены, что желание сбудется?
— Есть известная фраза: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить и принять то, что я изменить не могу, а главное разум, чтобы отличить одно от другого» (смеется). На самом деле, думаю, я фаталист и считаю, что важнее слушать то, что происходит вокруг, и не закрываться от этого, поскольку новая информация выводит тебя на ту или иную дорогу. Мне кажется, человек способен испортить свою жизнь. Иными словами, заставить себя заниматься тем, чем занимаются люди, окружающие его, хотя ему это совсем не близко.
Идя на поводу у окружения, он в результате теряет свой путь и предназначение. Поэтому просить о чем-то глобальном, я бы не стал. Но иногда, признаюсь, действительно приходится обращаться к Вселенной. Особенно, когда не хватает какой-то малости, чтобы вопрос решился. Вот тогда и, правда, прошу. И очень часто каким-то образом всё складывается, как надо.