1. Home
  2. Интервью
  3. Евгения Вежан: «Отель — более объемная история, чем ресторан»
Евгения Вежан: «Отель — более объемная история, чем ресторан»

Евгения Вежан: «Отель — более объемная история, чем ресторан»

298
0

У каждого своя профессиональная дорога в индустрию гостеприимства, в отель или ресторан. В интервью нашему ресурсу основатель и генеральный директор управляющей компании Vezhan Hospitality Евгения Вежан рассказала собственную историю становления в ресторанном и гостиничном бизнесе. Она начинала рядовым сотрудником, и шаг за шагом поднималась по карьерной лестнице. В прежние годы участвовала в открытиях крупных петербургских отелей под международными брендами, а сейчас сама вместе с командой Vezhan Hospitality запускает интересные отельные и ресторанные проекты по всей России. Конечно, поговорили  мы и о значимых проектах, и о том, каким был 2020-й, и о многом другом.

Первые шаги в отрасли

Евгения, когда Вы поняли, что в индустрии гостеприимства найдете себя?

— В индустрию я попала случайно, как это часто бывает. В 1996 году окончила Санкт-Петербургское Училище Олимпийского резерва, завершила спортивную карьеру и выполнила нормативы мастера спорта по гребному слалому.

Поступила в СПбГУ в не самые простые времена. Поэтому мне необходима была работа. Тогда возможности подработок для студентов были очень ограничены: я могла стать либо секретарем, либо официанткой.

Мысль попробовать себя в сфере обслуживания казалась мне более привлекательной. Нашла объявление о наборе персонала в «Старую таможню». Это был первый проект будущей компании «Конкорд Менеджмент и Консалтинг». Благодаря тому, что я уже тогда неплохо владела английским, меня взяли. А там, как тогда говорили, был очень большой конкурс: из 400 соискателей приняли порядка 40 человек. Невольно проводится некая параллель с историей моей семьи — бабушка во время блокады также случайно попала в индустрию гостеприимства, начинала с колки дров и ношения воды, дальше стала официанткой. На пенсию она уходила директором двух ресторанов.

Иностранный язык как преимущество

— Английский язык являлся ключевым моментом?

— Да, там была профессиональная международная команда: управляющий рестораном — британец, шеф-повар — француз, позднее еще появлялись иностранные шеф-повара и консультанты. Кроме того, Санкт-Петербург — город туристический, и уже тогда иностранных гостей приезжало очень много.

— Как долго работали в «Конкорд Менеджмент»?

— В сентябре 1996-го, когда шел первый набор в «Старую таможню», такой компании еще не существовало. В декабре того же года состоялось официальное открытие ресторана, а в январе 1998-го появился «Конкорд Кейтеринг». Презентация этой новой компании, которую мы обслуживали, проходила очень масштабно, в Смольном соборе.

К весне начал работу ресторан New Island — первый настоящий ресторан-теплоход в России. На нем мы принимали много высоких гостей, делали очень красивые мероприятия, ходили по Неве, иногда — в Финский залив. Туда я пришла на позицию супервайзера. Официанткой, получается, я отработала меньше года. Спустя еще год я стала управлять этим рестораном. Мне исполнилось на тот момент 22 года.

Эта была очень интересная школа, я работала на корабле, но всегда принимала участие в качестве одного из менеджеров в крупных выездных банкетах. «Конкорд» брался за яркие неординарные мероприятия. Мы обслуживали банкеты от нескольких десятков до нескольких тысяч гостей. Иногда они проходили в необычных местах, например,  в заброшенных дворцах, где не было электричества и удобств. Площадки могли быть абсолютно любыми — мы работали почти во всех крупных дворцах в Петербурге и пригородах, в музеях, театрах. Аврора, Эрмитаж, будущий музей Фаберже, Музей этнографии были нашими излюбленными площадками.

Оборудование, ресурсы, профессионализм команды позволяли очень многое. Уже тогда предлагали четко разработанный, широкий ассортимент накрытий. Хорошо помню совершенно роскошные мундиры петровского Преображенского полка, сшитые для официантов в одной из театральных костюмерных Петербурга.

Нас обучали сервису уровня Fine Dining (изысканная кухня, в которой ставка делается на эксклюзивность приготовления, продуктов и обслуживания — прим. ред.). — это был прекрасный опыт с командой профессионалов из Европы.

Обретение практического опыта

— Лучше любого института, закалил, получается, «Конкорд»…

— Институт дает знания и образ мышления, что важно и нужно для роста и кругозора. «Конкорд» дал также и практические навыки обслуживания, работы с клиентами и управления, был заложен очень важный фундамент — планирование, организация операционных процессов, масштаб осуществляемых проектов, все это стало для меня очень важной базой.

И, пожалуй, более высоких требований операционного обслуживания я не видела ни на стажировке в Японии, ни у европейских коллег, с которыми мы запускали различные проекты, в том числе один из лучших отелей Москвы.

 Ресторан, отель и их нюансы

— Как так получилось, что жизнь занесла в отельный мир?

Несмотря на мою горячую любовь к тому, что мы делали, и высокий уровень оплаты, работать в «Конкорде» было нелегко и физически, и эмоционально. Плюс очень большой  объем. Я училась в СПбГУ и пыталась найти такую работу, которую возможно совмещать с учебой.

В Петербурге в 2001 году открывался Radisson Royal Hotel на Невском проспекте. Все коллеги-руководители «Старой таможни» имели опыт работы в отелях высокого уровня. И мне всегда казалось, что отель — это сосредоточение классической школы гостеприимства и высокого сервиса. Рассказы коллег были захватывающими. Я понимала, что ресторан — только часть паззла.

Кроме того, отелей в Петербурге на тот момент существовало мало, я уже запускала два ресторана, хотелось поучаствовать в открытии гостиницы. Подала резюме и была счастлива попасть в pre-opening в команду Radisson на позицию супервайзера ресторана.

Три с половиной года я отработала в Radisson Royal Hotel и добралась до позиции менеджера ресторана. Должности F&B-директора на тот момент в структуре отеля не было. Оттуда я ушла в открывающийся NOVOTEL на должность заместителя директора ресторанной службы.

Особенности отельного проекта

— В итоге, ближе ресторанная или отельная сфера?

— Это некорректное сравнение. Отель — это гораздо более объемная история, чем ресторан. В ресторан гости пришли и ушли. В отеле они живут несколько дней, там могут быть одновременно рестораны различного формата и концепции, там проходят мероприятия разного уровня, в том числе выездные. В полноценном отеле обширная инфраструктура, много отделов. И каждый решает свои интересные задачи. Отель — это мир, сложный и интересно взаимодействующий. Вернуться обратно в ресторан после работы в отеле — это, как вместо морского судна снова ходить по небольшой реке, мало кто это выбирает.

Отель как прорыв

— У Вас есть самый любимый проект?

— Открытие — это всегда интересно и тяжело одновременно. Это испытание и прорыв. Все гостиницы и рестораны, которые были запущены, занимают свое особое место в моей памяти и моем сердце. Наверное, ресторан New Island был для меня одним из самых любимых мест, потому что там я получила свой первый менеджерский опыт. Это была моя первая настоящая личная зона ответственности.

И Radisson Royal в Петербурге, и Radisson Royal в Москве, и огромный комплекс в 85 000 м2, единственный в России — Holliday Inn — Stay Bridge Suites Московские ворота — все эти проекты очень значимы и любимы. Каждый дал свой уникальный опыт. Приемы первых лиц государств, организации масштабных международных конгрессов, прохождения сложных экономический ситуаций на рынке.

Очень важным и горячо любимым стал бутик-отель Hotel Indigo, открытый в 2014 году. Это был тоже непростой старт в непростой период. Там вместе с инвестором и командой мы придумали много ярких маркетинговых идей, создали целый клуб идей и знаний. Этот объект всегда занимал первые позиции в городских рейтингах, и отель, и его ресторан завоевали множество международных и локальных наград. По отзывам гостей его несколько раз подряд признавали лучшим отелем бренда Indigo в Европе.

Отель Karmann’s Hotel, ставший первым крупным проектом моей управляющей компании, мы открывали в Светлогорске в 2021 году в самый разгар высокого сезона и еще в период пандемии. Это был вертикальный взлет — в 2021 году мы попали в 50 самых успешных отелей страны по версии Forbes Life, вышли в финал по двум номинациям национальной премии Russian Hospitality Awards, в 2022 году взяли «Янтарного меркурия», как лучший гостиничный проект Калининградской области.

Гордость за проект

— У Вас огромный опыт работы и в международных гостиничных сетях… Работа в какой из них стала самым ценным опытом?

— Я почти 10 лет проработала в отелях под брендом IHG, управляла отелями по договору коммерческой концессии. Это плотная работа с локальным инвестором, но при этом по всем стандартам сети.

Отель Radisson Royal был моим первым опытом в гостиничном бизнесе и, конечно, очень ярким. Корпоративная культура международной сети всегда очень захватывает юные умы. Ощущение причастности к чему-то грандиозному, гордость за бренд, осознание важности собственного вклада. Это было замечательно. И я искренне считаю, что бренд, его философию и отличительные особенности необходимо обязательно создавать и внедрять в любом гостиничном или ресторанном объекте для того, чтобы сотрудники чувствовали себя важным звеном уникального проекта, оставляющего след в истории.

Была в моей карьере и работа и в Accor, и в Rocco Forte, и в Kempinski. Radisson и IHG наиболее любимы. Radisson был первым, во время работы с IHG я уже занимала интересные позиции, много работала с европейскими коллегами.

Продолжение следует …