Пандемия в 2020-2021 гг. ударила по здоровью, заставила усомниться в безопасности, а также поделила туризм на «до» и «после». Мир сузился до размеров страны, города, района и квартиры. Сейчас, в 2023-ем, мы можем об этом рассуждать, имея соответствующий опыт. За плечами трудные времена — как для индустрии туризма и гостеприимства, так и для человечества в целом. «Мы живем в мире постглобального туризма», — говорит доктор психологических наук, профессор кафедры теории, истории, социологии СПбГУ, автор бестселлера «Глэм-капитализм», Дмитрий Иванов.
Глобализация кончилась неслучайно?
В мире постглобального туризма снова есть анклавы, разрывы и барьеры. Все тренды глобализации переламываются. В 2019 году был пик международных туристических поездок — и после этого случился обвал. Это произошло позже, чем, например, перелом на рынке международных инвестиций. Прямые иностранные инвестиции достигли предельных значений в 2007 году и с тех пор имеют нисходящий тренд. В туристической индустрии есть надежда на реванш.
Revenge travel — распространенное понятие в глобальной туристической индустрии. Если в 2020-2021 годах люди отложили свои поездки из-за ковидных ограничений, то сейчас наверстывают упущенное и путешествуют. Но как раньше уже не будет, потому что глобализация кончилась неслучайно. Теперь всегда найдутся новые барьеры, которые возникнут на пути нежелательных транснациональных потоков. С такой ситуацией надо смириться и продолжать жить с этим.
Постглобальный туризм в России специфичен
В 2022 году, по результатам опроса Фонда Общественного Мнения, всего 2% взрослых жителей России в течение года путешествовали, в период больше года и до 10 лет — 27%. Никогда не ездили на отдых за пределы страны 69% россиян. Чуть лучше обстоят дела с путешествиями по России, но все равно показатель не превышает 20%.
Главные «направления» — это море и солнце, и что внезапно — мегаполисы. В этом и суть постглобального туризма. В условиях постглобализации глобальная мобильная открытая жизнь, полная впечатлений, сосредоточена в мегаполисах — Москва и Санкт-Петербург. Когда спрашивают людей о направлениях, куда бы они мечтали поехать, здесь в тройке лидеров: море-солнце, Байкал и Санкт-Петербург.
Туриндустрии есть с чем работать. В целом по России туристический поток не очень велик, но существует анклав для турдиндустрии мегаполисов — Санкт-Петербург и Москва.
Жители Петербурга и Москвы больше путешествуют, и эти постглобальные ограничения играют на руку индустрии. Если людей не пускают за пределы страны или в другие регионы, то они реализуют свои стремления по путешествиям внутри региона, в черте города.
Есть проблема для туриндустрии: люди любят, где попроще
По данным Турбарометра за 2022 год, коллективные средства размещения (отели, хостелы и т.п.) собирают меньше половины туристического потока — всего лишь 44%. Люди предпочитают съемные квартиры, апартаменты, останавливаются у родственников и друзей. Это та гигантская зона, где нужно работать.
Люди предпочитают форматы попроще. Отели без звезд составляют в этой классификации больше половины. Всё, как в лозунге Великой французской революции «Мир — хижинам, война — дворцам!». Это то, с чего надо начинать пересборку современной индустрии гостеприимства, чтобы не проигрывать народным форматам.
Туризм, гибридная и омниканальная туриндустрия
Поскольку индустрия гостеприимства живет, развивается, трансформируется в общем контексте, считаются трендом бинарные отели, где бизнес и досуг соединяются. Люди комбинируют: разные каналы перемещения соединяют в одной поездке. Это наряду с другими форматами недвижимости проявление сдвига гибридности и гибкости.
Соответственно, омниканальная туриндустрия — это общая перспектива по международным опросам. В комбинированном формате отдыха планируют свои поездки 40% путешественников — они находят места размещения по разным каналам. Количество прямых бронирований и бронирований через агрегаторы составляет примерно 50 на 50. Агрегаторы достигли точки насыщения и начинают надоедать назойливостью и явной подтасовкой в выдаче поиска.
Туриндустрия в постглобальном туризме: как выжить?
Главными требованиями людей к местам размещения являются локация, цена, чистота. В тренде luxury-сборка под категории клиентов. Сюда относятся «апарты-трансформеры» и «lego-апарты», в которых каждый гость выбирает дополнительные элементы комфорта под себя.
Для того, чтобы привлекать и удерживать клиентов, нужно растягивать не просто опыт пребывания, но и делать рабочими фазы до и после пребывания в объекте размещения. Омниканальность должна проявляться, начиная с привлекательных фотографий интерьеров отелей, заканчивая сувенирами и прочими мелкими приятными мелочами, которые гости купят. Если люди покупают сувениры, почему бы не расположить их на баре, а также расширить линейку магнитами, полотенцами – продавать прямо баре. При этом держать скромный ценник. Эта простая мера, которая будет нести ваш бренд вместе с воспоминаниями.
Автоматизация, переход к искусственному интеллекту — модные новинки, но противоречащие принципам омниканальности. Гости разные, у них совершенно разные запросы. Кому-то нравятся роботы и автоматика, кому-то — нет. Обязательно нужны фронт-дески, которые работают в режиме 24/7. Нужно превращать пребывание в отеле в приключение в кондиционированном помещении.
Если в апарт-отеле и других коллективных средствах размещения ценятся локация, цена и чистота, то дополнительные возможности – тем более, когда возникают какие-либо ограничения на передвижение и впечатления – нужно обязательно создавать. Создавайте дополненную реальность! Способность превращать отель в точку доступа дополненной реальности — это шанс не проиграть всенародным форматам.
По материалам делового завтрака BestBreakfast