Те, для кого гостиничный бизнес не развлечение, а серьезное дело, постоянно обсуждают несколько основных моментов: классификация, спрос-предложение и источники дохода. Первый уже курирует государство. И, как это ни странно, он является неотъемлемой частью внутренней политики. Поэтому поделюсь мнением по поводу двух последних.
Гостиничный бизнес: спрос и предложения
За примерами далеко ходить не надо. Достаточно обратить свой взгляд в сторону Северной столицы. Есть запрос на отели для цифрового поколения? Пожалуйста! В середине мая появляется гибридный lifestyle-отель We&I Ramada by Vertical.
Качает «загородка»? Открываются/реновируются объекты, расположенные либо недалеко от Петербурга, либо в Ленинградской области. И список этот можно продолжать.
Гостиничный бизнес: источники дохода
Друг нашей семьи, директор одного большого продуктового магазина в центре Москвы, всегда говорил, что основной заработок делается на массовости и дешёвых продуктах.
В любом случае, вне зависимости от формата вашего средства размещения ВАЖНО понимать, в каком сегменте вы работаете и кто ваш гость.
Тринадцать лет назад компания, где я работал, заинтересовалась темой кемпингов.
Наш отдел гостиничного девелопмента разрабатывал это направление параллельно с устройством сети придорожных мини-гостиниц для автотуристов на примере городов Золотого Кольца.
Экономика проекта была ОЧЕНЬ вкусной ТОЛЬКО при одном условии: соответствующее состояние автодорог и инфраструктура… О судьбе проекта, думаю, догадаться несложно.
Гостиничный бизнес: KPI или КПД?
Ещё одним, постоянно обсуждаемым в кулуарах моментом, является заработная плата персонала средства размещения.
Да. С приходом в Россию иностранных компаний повсеместно стали внедрять такое понятие, как KPI. Причём в каждой компании на своё усмотрение.
Лично для себя, я назвал данный оценочный фактор эффективности проще — КПД.
Исторически, в любой российской компании было всегда два, самых распространённых, вида оплаты труда:
Один — ежемесячная заработная плата в месяц согласно трудового договора с работником и работодателем.
Другой — сдельная оплата труда, где есть срок выполнения работы, общая сумма и соответствующий договор по объёму выполняемой работы.
Сейчас всё больше компаний выбирают второй путь. Это логично, кристально чисто и понятно, ибо, во-первых, крепостное право в России отменили в 1861 году, а, во-вторых, оплачивать время присутствия сотрудника в офисе компании не имеет смысла. Эпоха индустриализации уже прошла.
Однако стоит ли применять данный подход для всех работников, включая линейный персонал или есть смысл объединить эти две формы? Ответ у каждого свой.
Вместо заключения
В финале озвучу мысль, которая понравится не всем: считаю, что годовой бюджет — эфемерное мерило.
На мой взгляд, многое, если не всё, зависит от сегмента, в котором вы работаете. И только потом на авансцену выходят другие факторы. Как вы понимаете, годовой бюджет городского отеля и загородной базы отдыха — не одно и то же.
Жаль только, в нашей стране практически никто и никогда не умел и не умеет считать. Зато за последние 30 лет прекрасно научились двум вещам: красочно упаковывать продукт и красиво говорить.
Андрей Волохов, управляющий партнер компании VAP Consulting