1. Home
  2. Персона
  3. VIP-гость
  4. Сергей Кошонин: «Важно сохранить душу»-3
Сергей Кошонин: «Важно сохранить душу»-3

Сергей Кошонин: «Важно сохранить душу»-3

51
0

По собственному признанию, популярный актер театра и кино Сергей Кошонин сам порой оказывался на месте восторженного поклонника. К слову, нередко знаменательные встречи происходили в отелях. О этом и многогом другом в третьей части эксклюзивного интервью, которое Сергей Анатольевич дал нашему порталу.

— Однажды, совершенно случайно, встретился в фойе отеля с Орнеллой Мути. Причем я видел, что она уже собирается уезжать. Вокруг нее охрана, менеджеры.

Сергей Кошонин и Орнелла Мути

Набрался смелости, подхожу и говорю человеку из ее окружения: «Скажите, пожалуйста, госпоже Мути, что актер из Петербурга хотел бы с нею сфотографироваться». Она услышала слово Петербург, заинтересовалась. Подозвала меня к себе. Мы сделали совместное фото. Могу сказать, что у этой популярной актрисы потрясающая энергетика! По мощности сравнимая, пожалуй, с маленькой атомной электростанцией (улыбается). 

Отели и памятные встречи

— А были в Вашей жизни еще истории, так или иначе связанные с отелями?

— Конечно. Помню, как, приехав во Владивосток на кинофестиваль «Меридианы Тихого», оказался в отельном лифте один на один с Лайзой Минелли. Представляете: кабина останавливается, двери открываются и заходит маленькая женщина. Спрашиваю по-русски: «Вам на какой этаж?». Она в ответ: «What?». Вспоминаю английский: «What floor?». Слышу: «Six!». И тут понимаю, кто это. В общем, доехали до шестого. А там ее уже обыскались.  

— Сергей Анатольевич, к слову, когда оказываетесь в отеле, на что, прежде всего, обращаете внимание, что цените?

— Не нравятся тяжелые одеяла. Приятно, когда в той же ванной комнате есть все, что необходимо, и не нужно никуда специально ходить. Хорошо, если есть балкон, на который можно выйти. Здорово, если есть чайник в номере и кондиционер. Не  надо шика, золота, вычурного блеска. Главное, чтобы было удобно и подавали вкусные завтраки.

Кстати, одна знаменательная встреча произошла у меня именно за завтраком в отеле. С детства над моей кроватью висел постер с фотографией знаменитого сербско-немецкого актера Гойко Митича, известного в нашей стране по роли Чингачгука. Он для меня был примером для подражания.

Спустя много лет, в 2011-ом году, я оказался на кинофестивале «Восток&Запад. Классика и авангард» в Оренбурге. Нам с Настей Мельниковой доверили вести это мероприятие. Приехали, заселились в отель. На следующее утро, как рано встающий человек, я одним из первых пришел на завтрак. Сижу, ем, думаю о чем-то своем. Вдруг слышу мужской голос: «Привет! Свободно? Могу присесть?». Отвечаю: «Да, пожалуйста».

Он представляется: «Гойко». Я в ответ: «Сергей». И тут меня, как током ударило. Поначалу подумал послышалось. Посмотрел на нового знакомого и на секунду опешил … напротив сидел Гойко Митич. Спортивный, стройный, небольшого роста мужчина за 70, но до сих пор поглядывающий на женские фигуры и неплохо матерящийся по-русски.

Сергей Кошонин и Гойко Митич. Случайная встреча

Разговорились. Он рассказал, что работы мало и никак не может в Берлине достроить дом. А в Россию приехал, потому что в нашей стране его любят.

Звезды экрана и его величество случай

 — Наверняка, в Вашей жизни, были и другие интересные истории, о которых до сих пор приятно вспоминать…

— Да. Одна из них имела место в 1975 году на «Ленфильме», куда меня пригласили на пробы. И первой, кого я там увидел, была Элизабет Тейлор. Тогда на киностудии снимался фильм «Синяя птица» по Метерлинку, первый совместный проект СССР и США. Так вот, я встретил эту знаменитую актрису, шедшую по коридору в сопровождении менеджеров и помощников, в костюме… Материнской любви.

На руках у нее сидела собачка, за едой для которой менеджер летал в Финляндию, так как в Ленинграде тогда не было специализированных магазинов для животных на каждом шагу. Госпожа Тейлор со свитой проследовала мимо меня. А я даже и не понял, кто это. Только потом мне объяснили, кого видел. 

Тогда же, помню, в кафе пил кофе. Ко мне спиной сидела женщина в джинсах Super Rifle. Я на них смотрел, не отрываясь, как на нечто космическое. Тем временем незнакомка тоже потягивала двойной кофе за 28 копеек (одинарный стоил тогда 14 копеек) и курила «Беломор». А позже мне рассказали: это была сама Джейн Фонда.

А еще по сей день помню, как снимался вместе с Ией Саввиной и Людмилой Гурченко. Но в тот момент эти фамилии для меня ничего не значили. Признаться честно, вообще не осознавал, где нахожусь. Там же на съемочной площадке впервые встретил Лену Соловей, которая тоже дебютировала в кино.

Современные реалии и ценность души

 — Какой Вам видится сегодняшняя жизнь?

— Скажу так: звери едят друг друга, чтобы продлить свое существование, а люди делают это ради карьеры, денег. Как только многие сферы нашей жизни стали коммерческими, людские недостатки сразу вылезли наружу. По-моему, наше общество не прошло проверку на капитализацию. Современное поколение цинично. Нынешние молодые люди, зачастую, прагматики по натуре. Многие из них не читают книг, не знают литературы и истории, обладают клиповым сознанием и зациклены на соцсетях. На мой взгляд, мы, старшее поколение и власть имущие, их упустили. К тому же, у нас нет среднего класса, общество разделилось на богатых и нищих. А реформа образования? Кому и зачем нужен был ЕГЭ? Данная система хороша для тех, кто не в состоянии выразить собственное мнение. А у нас зачем-то подхватили сие новомодное веяние и понесли, как флаг. Кто за это ответит?

— Неужели ничего нельзя сделать?

— Почему? Можно! Мы, например, вместе с моим деловым партнером лет 15 назад выпустили аудиохрестоматию по литературе для школьников с 1 по 11 класс. В ней профессиональные актеры читают самые разные произведения. Расчет был на то, что дети хотя бы по дороге в школу будут слушать… Думаете, кто-нибудь из людей, принимающих решение, заинтересовался? Увы, нет. Так и провисела запись в интернете, а потом где-то там затерялась.

А сколько можно было поставить интересных спектаклей в театре? Поднять российскую актерскую школу. Благо есть такое наследие. Ведь вся Америка работает по Станиславскому. Мэрелин Монро, Аль Пачино, Роберт Де Ниро… Все они постигали азы мастерства у Ли Страсберга, который, между прочим, учился у Михаила Чехова, ученика Станиславского и племянника Антона Павловича Чехова. Это история. И ей надо гордиться. А мы не умеем. Как не состоянии сохранить то, что нам досталось от предков. А ведь больше всего гениев жило в России, в частности, в Петербурге. Впрочем, сейчас время тиктового сознания. И это результат работы Запада.  

А я своим студентам стараюсь объяснить, что для успеха в актерской профессии нужно пахать полжизни. И при этом важно понимать: из ста человек, дай Бог, 3-5 добиваются чего-то, а пробиться к вершинам очень тяжело.     

Сергей Каюмович Шакуров в свое время, в ответ на вопрос, кем бы он стал, если бы не выбрал стезю актера, сказал: «Я бы был актером в любой другой профессии». По-моему, гениально!

Поверьте, можно быть артистичным в профессии учителя, врача, риэлтора, политика. Я за артистизм в любой работе. Если он есть, значит есть культура, образование, этика поведения и знание человека. Необходимо самому быть сопереживающим, сочувствующим, понимающим жизнь. Нужно верить в то, что именно из России пойдет возрождение. А еще важно сохранить душу. Потому что, пока в нас есть душа, мы остаемся живыми людьми.

Судьба и Родина как данность

— Если представить, что у Вас появилась возможность изменить свою судьбу…

— Все бы оставил по-прежнему. Всегда жил так, как подсказывало сердце.  Если бы ориентировался исключительно на голову, то, не исключено, пошел бы другой дорогой. Мама, работавшая в ленинградском горкоме партии, мечтала, чтобы я в столице Беларуси поступил в высшую школу КГБ. Там начальником служил ее знакомый. Представляете, кем бы я был сейчас, если бы ее послушал? Но сложилось иначе. И хорошо. Вообще считаю, что мне повезло.

Да, в детстве мечтал стать разведчиком, пастухом, космонавтом, врачом, капитаном корабля. А когда поступил в театральный ВУЗ, понял: могу быть кем угодно и прожить множество разных жизней. Осознал, насколько в этом отношении я богатый человек. К тому же, для меня сцена — врач, который лечит от любых недугов. Случается, настроение и самочувствие не очень, но прихожу в театр, переодеваюсь, гримируюсь, слышу третий звонок, вижу глаза зрителей, чувствую их реакцию и все хвори и хандру, как рукой снимает. Происходит какая-то «химия». Хочется жить, творить. В такие минуты понимаю, что для человека главное — общение. Не только с людьми, но и с природой, с искусством. А актерство — островок, где можно спокойно существовать.

В то же время, считаю: какой бы ты не был народный-разнородный, но если хаешь свою страну, лучше сразу уезжай. Возможно, на первых порах будешь там интересен, а потом спустя какое-то время, тебя, скорее всего, забудут. 

А мы обойдемся. Пусть на твое место придут другие, молодые и талантливые. И они есть. Взять хотя бы такого исполнителя, как SHAMAN (Ярослав Дронов). Какой он молодец, что пишет такие стихи и музыку. Когда слышу его песню «Встанем», сплотившую наш народ, то плачу. Такие же эмоции вызывает «Десятый наш десантный батальон» в исполнении Нины Ургант.

Согласен с Сережей Бодровым-младшим, который еще при жизни сказал: «Если армию ведет какие-то военные действия, нужно быть со своей армией».

А еще мне нравится фраза, сказанная кем-то из великих: «Я ненавижу Россию за дороги и дураков-правителей, но вызову на дуэль любого, кто скажет плохо о моей Родине». На мой взгляд, сказано гениально и всё объясняет.

Человек и Актер Сергей Кошонин

— Какое качество свое характера Вы считаете главным?

— Будучи Овном по гороскопу, я упрямый. А еще целеустремленный. Придерживаюсь точки зрения, что человечество делится на успешных и неуспешных людей. Первые делают все до конца. Даже если в итоге получают отрицательный результат. Корректируют вектор и начинают сначала. Вторые, столкнувшись с малейшими трудностями, останавливаются на полпути. Ничего не доводят до логического завершения. Я причисляю себя к первой категории. Не могу назвать себя очень успешным, но уже сделал немало.

— Какую свою роль, из сыгранных на данный момент, считаете самой яркой?

—  Все роли — мои дети. Но есть постановки, которые остаются в памяти навсегда. И, вспоминая их, до сих пор чувствую трепет. К таким относится спектакль «Танго» по пьесе Славомира Мрожека. Эта постановка была в репертуаре Молодежного Театра на Фонтанке. Мы её играли без малого тридцать лет. И при  коммунистах, и при ГКЧП, и при первобытном капитализме. Она всегда оставалась актуальной. И публика нас фантастически принимала.

А если говорить о любимой роли, то это Мэкки Нож в «Трехгрошовой опере». Когда Семен Спивак мне предложил сыграть данного персонажа, я испытал гордость, поскольку это уже делали Марчелло Мастроянни, Андрей Миронов, Михаил Боярский.

Мы репетировали три (!) года. За это время у меня поменялось семь партнерш по спектаклю. Бывали моменты, когда я его ненавидел, но всё равно счастлив, что выпал такой шанс. Причем играл историю человека, а не  бандита.

К слову, есть два фильма, которые меня потрясли: «Пролетая над гнездом кукушки» и «Однажды в Америке».

В первом случае актеры не изображали сумасшедших, они показывали людей. В этом выражалась сила задумки Милоша Формана.

Во втором — никто не играл бандитов. Каждый артист проживал жизнь человека.

Задумки и творческие планы

— Сергей Анатольевич, скажите честно: съемки в сериалах не утомляют?

— Нет. Тем более, они создаются быстрее. Это «поток». В чем их отличие от полнометражной картины? В том, что последнюю могут показать где-то на кинофестивалях, а в кинотеатрах ее не увидишь. У сериала другая судьба: утром его анонсируют, а вечером он уже на телеэкране. Благодаря этому повышается узнаваемость актеров. Зритель к ним быстрее привыкает.

— Сами кино любите смотреть? Если да, что предпочитаете?

— Наши старые советские фильмы, в которых была душа. А вот в голливудских блокбастерах ее нет. Публика либо страх испытывает, либо смеется. Плюс практически всегда хэппи энд. И попкорн. На нем, кстати, киностудии зарабатывают даже больше, чем на билетах.

—  Откройте секрет: у Вас есть творческие задумки?

— Да, конечно. А пока со студентами, как играющий тренер, поставил спектакль «Ночной звонок». Он по известному киносценарию Виктора Мережко «Ночные забавы». Вот бы показать его на большой сцене. Я, кстати, на трубе уже научился играть (улыбается). Так что, есть планы и пьесы, которые нравятся. Например, «Дальше тишина». В ней в свое время блистательно играл Ростислав Плятт. Я знаю, что может взять за душу. Главное, чтобы была важная тема и плотный, хороший текст.    

— О чем попросили бы высшие силы?

— О мире, стабильности (жизни без катаклизмов и дефолтов), а еще о здоровье.

Фото: из личного архива Сергея Анатольевича Кошонина

Часть 1 Часть 2