1. Home
  2. Персона
  3. VIP-гость
  4. Сергей Кошонин: «Важно сохранить душу»
Сергей Кошонин: «Важно сохранить душу»

Сергей Кошонин: «Важно сохранить душу»

36
0

Он стал узнаваемым в одночасье. Сразу после выхода первого анонса фильма Петра Тодоровского «Интердевочка». Что такое настоящее обожание публики Сергей Кошонин почувствовал, когда на Первом канале показали сериал «Убойная сила», одним из главных героев которого был майор Максим Веригин. Наш разговор изначально задумывался, как беседа о творчестве. Однако время от времени всё-таки происходило переключение на другие, не менее интересные, в том числе «отельные», темы.  

Роль случайности и первые шаги в профессии

— Сергей Анатольевич, расскажите, как и когда выбрали актерскую профессию…

— Это получилось спонтанно. Ведь изначально планировал поступать в военное училище войск ПВО в Горелово под Ленинградом. Даже документы уже туда подал.

Но в итоге судьба распорядилась иначе. В то время, в начале 70-х, я жил на улице Чайковского, что неподалеку от ЛГИТМиКа. И, гуляя с собакой по Моховой, постоянно видел раскованных молодых людей в джинсах, курящих фирменные сигареты. Романтика! Воспринимал студентов театрального ВУЗа не иначе, как небожителей. И вот однажды мне просто захотелось посмотреть, как все происходит в артистическом мире. Впрочем всерьез о карьере актера тогда не задумывался.

Даже несмотря на то, что, еще учась в восьмом классе, опять-таки совершенно случайно, снялся в фильме «Дневник директора школы» режиссера Бориса Фрумина.

Помню, как пришел на студию «Ленфильм» и оказался среди настоящих звезд того времени. Своими глазами увидел Олега Борисова, Ию Саввину, Людмилу Марковну Гурченко, Колю Лаврова, Алину Покровскую, Юрия Визбора.

Но, будучи абсолютным мальчишкой, я ничего не понимал в процессе киносъемок и потому специально к ним не готовился. А на звезд смотрел, как на обычных людей, которые учат много текста, повторяют его раз за разом. Потом их гримируют и вызывают в кадр.

Скажу честно: в кино мне не понравилось. Да и подобное творчество было по барабану. Даже не расстроился, когда узнал, что моего героя будет озвучивать другой парень.

Единственной пользой, которую я для себя извлек из съемок в кино, стало то, что учителя в школе ко мне начали относиться с пиететом: называли на «Вы», не ставили плохие оценки. Да и экзамены выпускные сдал легко.

Кстати, недавно исполнилось 200 лет школе №181 в Соляном переулке. Так вот я там в школьном музее, среди известных учеников, висит и мое фото. Это почетно и приятно.

Добровольная каторга и школа жизни

В общем, на Моховую в ЛГИТМиК я зашел просто посмотреть, одним глазком. Никакой особой заинтересованности точно не проявлял, а уж тем более не возникало желания кому-то понравиться. Просто заглянул ненадолго. А получилось так, что остался на всю жизнь.

Причем меня, видимо, и взяли за то, что был самим собой, не старался прыгнуть выше своей башки. Помню, как многие ребята, поступавшие в одно время со мной, пыхтели, выворачивались чуть ли не наизнанку. Девчонки, бедные, с ума сходили, переживая, что оделись и причесались не так. А им говорили: косметику смыть, волосы распустить, туфли снять…

Поступил и попал на курс к Аркадию Кацману и Льву Додину. Моими однокурсниками стали Андрюша Краско, Игорь Скляр, Елена Попова и артисты Малого Драматического: Игорь Иванов, Наташа Фоменко, Сережа Власов, Саша Завьялов. Компания собралась более чем достойная.

Однако уже после первого курса я начал подумывать об уходе из института.  Потому что режим казался невыносимым: учились без выходных, практически денно и нощно находились в одной и той же, 51-ой аудитории. Сейчас это знаменитая мемориальная 51-ая аудитория, в которой преподает Вениамин Фильштинский. 

Жизнь стала не сахар. Видимо, по этой причине из 27 человек, которых изначально набрали на курс, в итоге осталось 20. Причем ребята ушли сами. Еще бы, ведь у нас не было ничего, кроме учебы. Ни встреч со старыми друзьями, ни музыкальных тусовок. Мы существовали, как отшельники в скиту. Не скрою, между собой иногда называли обучение добровольной каторгой.

Однако уже много лет спустя я понял, насколько великую школу прошли. Сейчас такой и нет. Если бы нам тогда сказали, что за деньги можно стать актером, повертели бы пальцем у виска. Ведь в те годы конкурс при поступлении составлял 220 человек на место. А сейчас практически каждый, кто платит деньги, заявляет: репетируйте меня!

Таксист и «Убойная сила» популярности

Вы стали знамениты моментально, как только сериал «Убойная сила» вышел на Первом канале…

— Такая популярность пришла не сразу, а лишь через 20 лет после того, как я окончил театральный ВУЗ. Хотя до упомянутого Вами проекта снимался во множестве картин, пусть и в эпизодах. Одной из таких работ стала роль в дипломном фильме Александра Сокурова «Разжалованный».

А в 1987 году совершенно случайно оказался на съемочной площадке картины Петра Ефимовича Тодоровского «Интердевочка».

Дело в том, что до этого мы вместе с Леной Яковлевой работали в другом фильме — «Полёт птицы» режиссера Владимира Григорьева. Там по сюжету играли роман двух влюбленных друг в друга сотрудников Пулковской обсерватории. Как раз тогда мне Ленка и рассказала: «Читала сценарий. Атас! Москвичи приедут снимать фильм про проституток! Вроде намекнули, что я среди претенденток на главную роль. Но, если что, и для тебя классная роль есть».

И вот в конце съемок она сообщает: «Меня утвердили. Завтра едем знакомиться с Тодоровским». На том и порешили.

На следующий день вместе приезжаем в гостиницу «Россия» на Московском проспекте. Петр Ефимович сидит в лобби. С ним рядом Всеволод Шиловский, сыгравший отчима главной героини. Поздоровались. Знаменитый режиссер окинул меня взглядом. А Лена ему намекает: «Вот тот самый Сергей, про которого я Вам рассказывала…». На что мэтр замечает: «Леночка, он очень молод, какой из него дальнобойщик». И, поворачиваясь ко мне: «Сергей, простите, мы и так на грани. Картину вот-вот закроет ЦК ВЛКСМ. И, честно говоря, в ГОСКИНО уже на эту роль назначили актера из Прибалтики…». Честно говоря, я расстроился, поскольку уже видел себя едущим на траке по автобанам Швеции… Посчитал, что разговор закончен и собрался уходить. Вдруг Тодоровский останавливает и задает, как потом оказалось, судьбоносный для меня вопрос: «У нас есть эпизод с таксистом… Может быть Вы согласитесь его сыграть?».

А у меня уже внутри происходит диалог с самим собой: «Что это я буду на эпизоды размениваться? Тем более, мы планы строили, как проведем время в Швеции и что будем с Ленкой покупать!». В общем, хотел отказаться, когда услышал шёпот Лены: «Соглашайся…». В итоге всё-таки принял предложение. И через неделю снимался.

Когда фильм был готов, появились его первые анонсы. В те времена рекламные кампании не проводили. Разве что короткие ролики перед киносеансами или по ТВ пускали. Так вот, очень часто демонстрировали именно сцену в такси, сделав меня тем самым чуть ли не главным героем фильма. В итоге, когда выходил на улицу, прохожие узнавали, но виду не подавали. Так вот она какая, популярность!

В общем, ощутил к себе повышенное внимание публики. Меня рассматривали очень внимательно. Как говорю, с кем общаюсь и так далее. А это дисциплинирует. Начал еще тщательнее следить за собой и собственным поведением.

И, конечно, сам факт, что я снимался у Петра Ефимовича Тодоровского, причем в картине, ставшей культовой, повлиял на мою дальнейшую карьеру в кино.

Театр как судьба и панацея

К тому же, тогда я уже служил в Молодежном театре, одном из самых известных в Ленинграде-Петербурге. Им и по сей день руководит Семен Спивак, с которым мы вместе учились (он на курс старше). С того момента и дружили.

В упомянутом театре я, кажется, сыграл всё возможное и невозможное. Главных ролей исполнил столько, что период с 90-х по 2000-е, когда кино в стране закончилось, я даже не заметил. Настолько погрузился в работу в театре. Достаточно просто перечислить названия постановок, в которых был занят: «Трёхгрошовая опера», «Танго», «Гроза», «Сто братьев Бестужевых» и многие другие. И все эти роли, оставшиеся в прошлом, для меня самые дорогие. Думаю, сегодня такие спектакли уже не собирали бы столько зрителей, как прежде. Просто потому, что время сейчас иное.    

— Интересная история. А чем еще занимались помимо театра и кино?

— У меня была своя продюсерская компания «Арт-Питер». Мы делали антрепризные спектакли, снимали фильмы. Потом грянул дефолт и деятельность пришлось свернуть.

— А что сегодня происходит в Вашей творческой жизни?

— Сейчас у меня есть два спектакля, в которых занят. Один из них — «Игра в Джин» (в петербургском Театре на Литейном), где играю с народной артисткой Татьяной Дмитриевной Ткач. Люблю эту роль. Мы больше двух часов держим зал, показывая трагедию двух людей. Зрители плачут и смеются одновременно. Так что, скорее всего, у нас получилась трагикомедия. Вызывают на бис.

Сергей Кошонин
Сергей Кошонин и Татьяна Ткач в спектакле «Игра в Джин»

Это дорогого стоит. В кино у меня подобных ролей не было. Да и материала такого нет. А другая постановка называется «Спасти рядового Гамлета». В ней выхожу на сцену вместе с народным Юрием Николаевичем Стояновым.

Параллельно снимаюсь. Недавно на экраны вышел очередной сезон популярного сериала «Невский». И сейчас запущено в производство продолжение, где по-прежнему один из героев — генерал Любимов. Его еще не убили (улыбается)…

«Майор» и «генералы»

Сергей Кошонин в сериале «Невский»

— Вот и хорошо! Ваша экранная супруга, честно говоря, пожалуй, вызывает особенно жаркие споры …

— Кстати, ее играет Наташа Бурмистрова. Причем делает это, как прописано в сценарии. И, между прочим, героиня, которую играла Мария Капустинская (жена главного героя Павла Семенова), тоже у многих вызывала противоречивые эмоции. Но ничего не поделаешь. Такова задумка авторов фильма.

— С того момента, как Вы исполнили роль майора Максима Веригина в проекте «Убойная сила», постоянно играете сотрудников МВД. Меняются только должности и звания…

— Скажу больше: я единственный из всех моих коллег по упомянутому сериалу прошел по карьерной лестнице от майора до генерала (улыбается). Но признаюсь: мы никогда не играли «профессию» и никогда не рассказывали о буднях уголовного розыска. Показывали характеры, судьбы, взаимоотношения с друзьями, с семьей.

Один раз, помню, сами попросили, чтобы нас вывезли на задержание. Там собственными глазами увидели большое количество «холодных».  И нам этого хватило на всю жизнь.

Хорошо, что всегда остаются взаимоотношения между людьми и еще несколько самых важных тем, на которых, собственно, держится классика, в том числе кинематограф: любовь, дружба, предательство, нарушение заповедей. 

За время съемок поняли: в МВД всё очень непросто. В силовых структурах много нерешенных проблем, в частности, коррупция, немало неправильных, непорядочных ментов. Но с ними борются. И есть не только негатив, но и позитивные вещи. Поверьте, в правоохранительных органах есть истинные служители закона, настоящие труженики и герои, рискующие своей жизнью каждый день. И сейчас у меня есть такие друзья.

Скажу честно: в свое время мне майора играть было проще, потому что на этом уровне у сотрудника МВД меньше ответственности. Куда сложнее сыграть роль генерала, который надевает китель, идет на службу и не знает, останется ли в должности к концу дня или его снимут. Получается такая судьба — идти по лезвию ножа. Тут есть, что играть!

Всегда стараюсь понять цели и задачи своего героя, разобраться, к чему он стремится, чего хочет, почему поступает соответствующим образом, что его сделало именно таким, о чем мечтает.

Да, есть понятие порядочности, воспитания. Но мне доводилось играть людей. Были и представители криминальных структур. Например, в сериале «Чужой» сыграл криминального авторитета Акулина. И скажу так: служители закона и преступники порой очень похожи. Только одни в погонах, а другие без.

Сергей Кошонин
Сергей Кошонин и Сергей Горобченко в сериале «Чужой»

А в сериале «Шеф-2» я исполнял роль генерала МВД Холодилова, который держал в своих руках весь наркотрафик Петербурга, оставаясь действующим сотрудником Министерства внутренних дел.

Знаете, никогда не стремился показать зрителям подонка. Играл нормального человека, имеющего определенную мотивацию и совершающего те или иные действия.

И для генерала Холодилова мы с режиссером тоже придумали объяснение его поступкам. Не скрою, в чем-то он даже напоминает одного моего знакомого, имеющего богатый опыт оперативной работы, прошедшего горячие точки, рисковавшего жизнью и достигшего определенных вершин по службе.

Так вот, этот человек, когда в начале 90-х выбрали депутатов Госдумы, увидел трансляции заседаний по телевизору и ужаснулся: те, кого он когда-то, в бытность сотрудником правоохранительных органов, давил и сажал, разместились в первых рядах. И именно в тот момент у него промелькнула мысль: ради чего я каждый день рисковал жизнью? Тогда-то он, по собственному признанию, и решил: лучше грешным быть, чем грешным слыть…

Вот почему, когда я готовлюсь играть ту или иную роль, стараюсь всегда быть адвокатом своего героя, стремлюсь понять мотивацию персонажа. Она для меня всегда важна.

Продолжение следует …

Часть 2

Фото: из личного архива Сергея Анатольевича Кошонина

Оставьте Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *