Нынешний год уже запомнился рядом трендов. Многие из них напрямую влияют на отельный бизнес, в определенной мере, определяя вектор его дальнейшего развития. Так, Алексей Мусакин, генеральный директор УК Cronwell Hospitality Group, член Совета директоров Cronwell Hotels&Resorts, считает главным отсутствие внешнего въездного туризма, а также рост туризма с целью отдыха внутри страны.
Загородные отели по-прежнему в порядке
— В итоге получается, своеобразный перекос на данный момент: загородные отели чувствуют себя очень хорошо, курортные несколько хуже в основном из-за временных трудностей с логистикой, а городским (если они не на черноморском побережье, например) приходится тяжелее всего. К тому же, сезонность никто не отменял. Поскольку время массовых отпусков — конец весны и лето плюс каникулы в школах и ВУЗах.
Чем заполнить оставшиеся «пустоты»? Этот вопрос мы сейчас обсуждаем на разных уровнях. Очевидно решить проблему можно с помощью делового туризма. Однако с командировками все не так просто. Почему? Во-первых, многое можно обсудить удаленно, благо технологии позволяют. Во-вторых, продолжительность командировок сокращается. Люди все чаще ездят одним днем, а, значит, им гостиница не нужна. Остается MICE-туризм. Мероприятий должно быть больше. Причем межрегиональных и всероссийских. Тогда отели получат хоть какой-то дополнительный источник дохода.
Средний чек снижается
Пока же можно констатировать, что средний чек снижается, даже если удается держать загрузку на достойном уровне. Просто потому, что зарубежные туристы платят существенно больше российских. И сильнее всего почувствовали это на себе пятизвездочные отели. Ведь обычно распределение было следующим: в отелях эконом-сегмента было 70% гостей из России и 30% из-за рубежа, в отелях среднего сегмента примерно 50 на 50 и в отелях высокого сегмента соотношение составляло 30 на 70 в пользу иностранцев.
Достаточно посмотреть статистику. Возьмем, например, Петербург. В 2019 году город посетило в среднем 10 млн. туристов, и половина из них — иностранцы. Для сравнения: за первое полугодие этого года приехало 3,7 млн. туристов из России. Понятно, что при хороших раскладах по итогам года будет порядка 6 млн. туристов.
Экономика определяет правила игры
Плюс, когда был стабильный поток туристов из-за рубежа, да при прежнем курсе валют, в случае роста расходов, например, на 8%, мы могли повысить стоимость проживания на 5-6%. Сегодня же, когда есть только внутренний туризм, даже если речь о корпоративном сегменте (иностранные компании платили больше российских), подобная свобода маневра отсутствует. Шанс несколько поднять цены есть разве что в высокий сезон, когда спрос превышает предложение. При этом коммунальные платежи растут, продукты дорожают и т .д. Понятно, что зарплаты периодически приходится поднимать, но операционная рентабельность бизнеса снижается. На этом фоне уход большинства зарубежных отельных брендов, на мой взгляд, имеет не только политическую, но и экономическую подоплеку: зачем держаться за рынок, который на данный момент не приносит ожидаемого дохода.