Нынешнее лето подарило отельерам сразу несколько «сюрпризов». Причиной одного стал курортный сбор. Теперь за нарушения порядка его уплаты в Петербурге будут штрафовать. Остальные новшества ждут отрасль с января 2025 года. Текущую ситуацию, грядущие изменения в законодательстве комментирует Андрей Петелин, генеральный директор УК «Сититель» и отеля «Санкт-Петербург» 4*.
Курортный сбор: страшны ли штрафы?
— Введение штрафов за нарушения, связанные с уплатой курортного сбора — на мой взгляд, логичное решение. Всегда должно быть административное воздействие со стороны государственных органов на своих налоговых агентов (в данном случае отели) для соблюдения дисциплины. Тем более, суммы не страшные. Размер штрафа абсолютно не пугает. Принимаем их, как должное. Что касается наших отелей, мы намерены соблюдать требования. Не вижу в этом большой проблемы.
Да, для отелей принятые решения не очень удобны, потому что возлагают дополнительную нагрузку на персонал гостиниц: это и сбор средств, и передача отчетности, и контроль за различными рабочими процессами. Как следствие, увеличиваются трудозатраты. Плюс более длительным становится этап заселения гостей. Особенно в крупных отелях, куда нередко заезжают многочисленные группы. Естественно, в таких случаях сразу принимается большое количество гостей. И каждого нужно оформить соответствующим образом, в частности, не забыв про курортный сбор. А люди, и так проведшие в дороге немало времени и порядком уставшие, вынуждены ждать. В результате это может вызвать негативные эмоции.
А вот разговоры по поводу того, что введение курортного сбора вынудит отели повысить стоимость проживания, пока так и остались разговорами. По крайней мере, в нашем конкурентном сете в этом смысле ничего не поменялось, насколько мне известно.
Правда затраты гостей действительно выросли. И готов согласиться, что для отелей, работающих в бюджетном сегменте, это не самый лучший сценарий. Ведь если люди отправляются в путешествие большой семьей и ищут по понятным причинам бюджетные варианты для размещения, они будут считать. И в этом смысле курортный сбор оптимизма им точно не добавит.
Курортный сбор: где логика?
Честно признаться, я не очень понимаю логику принятого решения. Особенно, если говорить про наш регион и город. Тем более, в ситуации, когда несколько последних лет в Петербурге профицитный бюджет.
По логике, доходы от курортного сбора должны быть направлены на создание благоприятной среды и способствовать развитию бизнеса и общества.
На мой взгляд, с этой точки зрения, задумка через налоги собирать дополнительные средства и инвестировать их в инфраструктуру, тем самым повышая туристическую привлекательность города и региона, проигрывает идее, предложенной в свое время федеральным правительством. Если помните, после пандемии были приняты программы стимулирующие развитие внутреннего туризма. Я, в частности, говорю про кешбэк на транспортные расходы и размещение. И такой ход в нашем профицитном регионе мог бы дать больший результат. В этом смысле, на мой взгляд, курортный сбор менее эффективен, чем кешбэк.
Поверьте, кешбэк для туристов, посещающих Петербург, стимулировал бы людей приезжать к нам. А оказавшись здесь, они бы тратили деньги в городе, вкладывая деньги в экономику Северной столицы. В результате, мы все получили бы отдачу, которая была бы существенно серьезнее, чем то, что удастся собрать посредством налогов.
Я еще понимаю, когда сборы вводятся в дотационных регионах, где бюджет требует наполнения любым способом. А для мегаполисов с профицитными показателями, идея, по сути, дополнительного налога выглядит странной.
Налоговая реформа: что будет?
Хотя сейчас мы переживаем период налоговой реформы, которая фактически нас нагонит с 1 января 2025 года. Именно тогда, например, произойдут продекларированные уже изменения в плане НДФЛ. На первый взгляд, они коснутся только физических лиц. Но, в тоже время, точно затронут фонд оплаты труда, что, как следствие, повлечет дополнительные расходы.
Проще говоря, работодатель опять будет должен обеспечить сотрудникам соответствующий уровень зарплаты. А это существенные суммы, особенно если персонал высокооплачиваемый. Не менее значимо то, что у нас на 5% вырастет налог на прибыль. И для крупных рентабельных организаций это становится более весомым фактором, чем иные вводимые платежи и сборы.
А для малых средств размещения значение имеет другой момент: реформа упрощенной системы налогообложения. Придется применять НДС. И ситуация получается, опять же, неоднозначная, поскольку у нашей отрасли есть льгота по НДС. Но никто не обещал, что она будет вечной. Думаю, рано или поздно, эту льготу перестанут предоставлять. И в такой ситуации я вижу, что преимущества использования упрощенной системы налогообложения могут быть нивелированы. Поэтому в 2025 году надо готовиться к тому, что налоговая нагрузка на отели вырастет, а рентабельность, соответственно, снизится.
Хотя понятно, что несколько лет после пандемии были растущими, благополучными для отелей, в том числе Петербурга. А потому не думаю, что снижение рентабельности приведет к кардинальным изменениям на рынке и игроки массово начнут с него уходить.
«Закредитованные» проекты: что их ждет?
Есть другая, более серьезная, с моей точки зрения, ситуация: как известно, существуют «закредитованные» проекты. То есть, объекты, приобретенные на заемные средства. И то, что ключевая ставка растет, для некоторых предпринимателей может быть болезненно и очень критично. Ведь, как известно, многие банки при кредитовании как раз используют привязку к ней. Поэтому для кредитующихся компаний расходы на обслуживание долга непрерывно растут.
В такой ситуации сложно привлекать новые заимствования. Даже если в свое время они были сделаны по более низкой, щадящей ставке, для рефинансирования придется привлекать средства по другой ставке, которая выше прежней. И это само по себе крайне чувствительно. Так что, в зоне риска в первую очередь окажутся серьезно закредитованные проекты.
Льготные программы: ждать ли возобновления?
Вообще считаю, что отмена льготных государственных программ стимулирования отрасли тоже негативно сказывается на ней. Говорю и о программах, связанных с поддержкой малых и средних предприятий, и проекты, направленные на реновацию и реконструкцию объектов индустрии гостеприимства. Всё это позволяло отельерам инвестировать деньги в развитие и в целом быть конкурентоспособными. Сейчас же большинство этих программ либо закрыты, либо приостановлены. И вряд ли в ближайшее время будут возобновлены. По крайней мере, если судить по заявлениям Центробанка.
P.S.
Подобные перемены едва ли помогут дальнейшему активному развитию отельного бизнеса. И, конечно, отдельные новые проекты в условиях высоких банковских ставок будет просто невозможно реализовать.
Вот такие перспективы открываются перед отраслью в ближайшем будущем. Каким оно окажется на самом деле, покажет время.