Сегодня мы публикуем третью, заключительную часть материала, главная тема которого — модульные отели. И начнем с ответа на нетривиальный вопрос…
Как убежать от однотипности глэмпингов?
— Как мы отметили выше, однотипность не всегда плоха (никто ведь не жалуется, что все сетевые магазины одинаковые?), — комментирует Оксана Саргина, руководитель Дирекции природных территорий Института развития городов Республики Татарстан. — Многие исследователи бизнеса отмечают, что на рынке дольше и устойчивее сохраняются те объекты, которые копируют лучшее у других.
Советую прочитать Одеда Шенкара «Имитаторы. Как компании заимствуют и перерабатывают чужие идеи». Тем не менее, для рынка загородных отелей и глэмпингов это, конечно, не означает, что нужно полностью имитировать успешных конкурентов. Скорее, это относится к архитектурно-планировочным решениям, набору востребованных сервисов и услуг.
Например, можно обратить внимание на то, дома какой площади и на какое количество комнат наиболее востребованы, как лучше их расположить на участке. Важно правильно подойти к организации инженерной инфраструктуры и решить, как, например, максимально разнообразить набор дополнительных услуг по разные целевые аудитории. И думать не только над тем, чтобы создать номерной фонд под копирку, но и над созданием нового гостевого опыта. Всё это — насмотренность, бенчмаркинг и профессиональная аналитика.
Модульные отели. Как делать не надо, а как — надо
— Когда люди становятся обладателями грантов просто ради того, чтобы их получить, а замем построить объект, который потом «плывет» или позже обрушится, такой, к которому не будут нормально подведены коммуникации, то результат будет плохим, — считает Глеб Кузнецов, совладелец ивент-глэмпинга «Свияга Глэмп». — Я думаю, регионам стоит внимательно подходить к выбору проектов. Получается, что владельцев (инициаторов) этих объектов тоже надо выбирать тщательно, чтобы концепции «грантовых» проектов были многогранными, чтобы люди с удовольствием туда ездили. Важно, чтобы это не было, условно, «50 одинаковых проектов в лесу», а появилось многообразие предложений на рынке. Вот тогда путешественникам станет интересно. В результате сфера тех же глэмпингов продолжит расти, а государственные деньги не будут тратиться зря.
Судьба грантов
Мне известно несколько примеров строительства некачественных объектов. Предприниматели из 90-х владеют объектами под сдачу и попадают под подобные проекты с грантами.
Ход мысли примерно такой: «Есть дом, сейчас увеличу количество модулей под сдачу, назову это глэмпингом, поставлю, как получится. Конечно, ничего не успеваю, но неплохо подхожу под критерии. Сейчас подправлю немного и сойдет».
В итоге эти люди участвуют в программе грантовой поддержки, выигрывают. Продолжают ничего не успевать, делать все «на авось» и по-всякому. Что из такого может выйти? У проекта нет продуманной концепции, он работает как работает, зато деньги государственные получены. Такой подход к делу очень плох и не приведет к разумной и правильной реализации бюджетных средств.
Думаю, это будут зря потраченные деньги. Чтобы такого не происходило, нужны нормальные региональные помощники, которые займутся подбором интересных проектов для развития отрасли, и не станут реализовывать бюджет ради его реализации. Я уверен, что у наших сограждан есть много классных идей, которые они будут воплощать в жизнь.
Надо дать талантливым, умным предпринимателям шанс. А строить глэмпинги с профнастилами, заборами вокруг и четырьмя модулями, строить так, чтобы смотреть из окна на забор, очень плохо. Напоминает дачные участки.
Глэмпинг — это природа, а не заборы и куча домиков на одной сотке. Дух, концепция, идея, понимание целевой аудитории и других параметров. Вот что крайне важно.
Классификация глэмпингов
— Ходили разговоры, что будут вводить систему классификации для глэмпингов, стандарты оценки качества услуг, построек, показателей, чтобы гости могли заранее знать, что выбирают, — говорит Глеб Кузнецов. — Например, человек решил «еду в глэмпинг 4 звезды». Он уже понимает: это будет объект с определенным набором услуг. Там его ждет хорошая еда, номера, природа вокруг. Предусмотрено всё, вплоть до круглогодичного проживания.
Имеет смысл отдельно сделать звездность по кемпингам, так как это проекты другие по сути. Они работают только летом, а значит классифицировать их важно иначе. Можно, например, назвать сезонными глэмпингами и создать для них отдельную систему присвоения звездного статуса.
Идея систематизации в том, чтобы каждый глэмпинг своей ниши рос, конкурировал, знал собственные слабые места и понимал, куда расти. И тогда это будет супер!
Но пока нет этих критериев и пока каждый может назвать себя глэмпингом, останется недосказанность. Сейчас люди видят объект только по картинкам, а сами владельцы просто снимают свой объект с лучшей стороны, скрывая его слабые места. Другие, наоборот, фотографируют и выкладывают все как есть, не стесняются — люди туда едут, и что они могут там получить? Какой опыт? Какие эмоции? Будет здорово, если создадут классификацию: для глэмпингов, кемпингов, сезонных и круглогодичных объектов — чем больше этих критериев, тем лучше и качественнее будут оказаны услуги.
Взгляд в будущее
Оксана Саргина уверена, что рано или поздно отрасль придет к официальной классификации глэмпингов:
— Уже сейчас мы видим, что в разных регионах страны предприниматели сами идут на эту процедуру, и глэмпинги подтверждают свои категории в соответствии с текущими требованиями к загородным отелям и базам отдыха. По своей сути глэмпинги оказывают услуги по временному размещению, как и гостиницы. Это понимание должно привести нас к системе классификации.
Да, безусловно, с определенными оговорками и специфическими требованиями, но классификация глэмпингов будет внедрена. Инициативу внести поправки в Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» считаем правильной. Однако при этом требуется разделение всех трех понятий — кемпинг, глэмпинг, модульный отель.
Соответственно, также требуется внесение поправок и в иные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность средств размещений, — заключила эксперт.