Одна фраза «реновация отеля» вызывает неоднозначную реакцию у многих собственников и топ-менеджеров гостиничных проектов. Кто-то боится начинать обновление своего детища, предвидя масштабы финансовых затрат. Кто-то долго не решается на подобный шаг, опасаясь потерять гостей, а вместе с ними прибыль. Андрей Петелин, генеральный директор УК «Сититель», относится к таким переменам иначе, воспринимая их, как осознанную необходимость.
Реновация отеля как поэтапный проект
— На мой взгляд, реновация отеля не прекращается никогда. Вот кажется только вчера сделали всё, что запланировали, а сегодня можно начинать снова. Но такова специфика любого гостиничного проекта.
Взять, например, один из наших объектов — отель «Санкт-Петербург», к реновации которого мы приступили еще 8 лет назад. Его общая площадь составляет 50 тысяч квадратных метров, и понятно, что одномоментно осуществить всё задуманное было невозможно.
Плюс мы не хотели прерывать деятельность и закрывать двери для гостей. Вот почему решили провести обновление поэтапно.
Сначала реновировали верхние этажи, потом создавали ресторан на крыше. Его, кстати, тоже строили в два этапа: на первом выбрали оптимальное проектное решение и привели в порядок старое помещение ресторана.
На втором добавили к нему веранду, увеличив таким образом площадь. После этого сделали эксплуатируемую крышу, чтобы в сезон повысить эффективность проекта. В итоге получили проект с уникальными видовыми характеристиками.
Затем настала очередь нижних этажей и нашего основного ресторана.
И вот теперь, уже на финальной стадии, планируем привести в порядок цокольный этаж и служебные помещения, которых достаточно много. Они находятся уже вне гостевой зоны, а потому их обновление по графику произойдет последним.
Расходы на обновление и важность нюансов
Что стало самой большой статьей расходов при реновации? В случае с отелем «Санкт-Петербург» — инженерные системы. Объяснение простое: фактически всё нам пришлось создавать заново — и пожарную систему, и вентиляцию, и кондиционирование, и «слаботочку». К тому же, объемы работ были очень большие.
Задачу несколько упрощало то, что само здание отеля относительно современное, 1970 года постройки. В проекте изначально продуманы технологичные стояки и потому разбирать инженерные системы было легче. Отчасти именно этим можно объяснить, что большую часть задуманного удалось сделать достаточно быстро — года за три. Однако нам до сих пор есть чем заняться.
Реновация отеля и смена имиджа
Если говорить про другой наш отель — гостиницу «Октябрьская» — то там комплексный ремонт (со сменой интерьеров), проводился достаточно давно — лет 15-16 назад. Но с тех пор мы неоднократно проводили поддерживающий ремонт, устраняли различные недостатки.
Сейчас стремимся сделать отель максимально современным и привлекательным для нашей целевой аудитории. Хотим, чтобы его восприятие в сознании людей поменялось. И гостиница «Октябрьская» не ассоциировалась с советским периодом, а приобрела репутацию достойного во всех смыслах отеля 4* с интересной историей.
Вот почему пригласили тех же дизайнеров из Швеции, с которыми уже работали во время реновации отеля «Санкт-Петербург». Они уже сделали дизайн-проект. И мы опять же поэтапно начали его воплощать.
Два года назад полностью обновили зону ресепшн, построили большую —почти 1000 квадратных метров — всесезонную веранду нашего ресторана. Это удалось сделать за счет дворовой территории, которая была в нашем распоряжении.
Таким образом, из прежнего ресторана с достаточно сложной архитектурой и зонированием получился интересный современный проект.
Да, в гостинице «Октябрьская» исторически существовал ресторан, но по объективным причинам использовать его сейчас мы не можем.
А тот, что принимал петербуржцев и гостей города еще с 90-х годов, появился благодаря реконструкции имевшихся у нас дополнительных площадей. Иными словами, изначально они для этого не предназначались.
Цели и задачи реновации
Однако настал момент, когда стало ясно: нужна реновация, чтобы у залов ресторана была более удобная логистика и большая посадка. Вот тогда мы и построили веранду, что позволило увеличить полезную площадь. Сейчас она как нельзя кстати для накрытия завтраков, приема групп и проведения банкетов.
Кроме того, планируем полностью осовременить гостиницу. Благо дизайн-проект у нас уже есть. В прошлом году мы по постановлению № 141 получили кредитное финансирование от банка ВТБ и в этом году планируем притупить к поэтапной реновации номерного фонда и общественных зон. Рассчитываем провести реновацию за 2-3 года.
Что касается нашего третьего объекта — Best Western PLUS Centre Hotel — мы его полностью реновировали порядка 6 лет назад. Правда эта гостиница поменьше — в ней 107 номеров.
Работа с подрядчиками, вопросы и ответы
То, что у нас в управлении три серьезных отельных проекта, безусловно, вызывает интерес со стороны контрагентов и подрядчиков. Поэтому при выполнении большого объема работ нам всегда проще находить исполнителей и договариваться с ними.
Но если смотреть на бизнес в целом, то главное — бесценный опыт, который мы получаем в процессе работы. Если в процессе решения той или иной задачи на одном объекте столкнулись с трудностями или увидели определенные нюансы, учитываем всё это в дальнейшем. То же относится и к взаимодействию с контрагентами. Стараемся поддерживать и сохранять деловые контакты с теми компаниями, которые на деле доказали свою профессиональную состоятельность.
Да, мы работали с разными специалистами: и с отечественными, и с западными. Могу сказать, что российским дизайнерам в креативности не откажешь. Есть талантливые команды, знающие свое дело. Но, в то же время, не стоит забывать, что отель — это технологичный бизнес, а потому надо чувствовать определенные нюансы, понимать, как грамотно выстроить зонирование, как правильно организовать потоки, в каких случаях важно обратить внимание на вандалоустойчивость.
И в этом смысле у отечественных компаний, к сожалению, опыт недостаточно большой. Вот почему происходят ошибки. Похожая история и с проектированием инженерных систем. Причем даже достаточно крупные подрядчики, которые занимаются такого рода деятельностью, часто не имеют опыта с гостиничными проектами. А это в конечном итоге потом сказывается качестве выполнения работ.
А поскольку все, что мы делаем в плане реновации, происходит без остановки бизнеса, на действующих объектах, очень важно, чтобы поставленные задачи решались в строго определенные, жесткие сроки. Иначе можно «вывалиться» в сезон и в результате понести достаточно серьезные финансовые потери. Признаюсь, у нас были прецеденты, когда приходилось либо форсировать работы, либо завершать их в экстренном порядке.
Продолжение следует …