Не секрет, что отели всегда вели конкурентные войны друг с другом. И они не прекращаются ни на день. Между тем, об этом мало кто говорит, так как в гостиничном бизнесе не принято выносить сор из избы. Мы поговорим, потому что о методах «черной конкуренции» как минимум полезно знать.
Два способа опередить конкурентов
Есть два пути, которые могут помочь вам отличаться от конкурентов — вы либо дешевле, либо лучше. В России чаще всего выбирают первый путь, а он обесценивает бизнес, нивелирует усилия всех сотрудников: от горничных до управляющих. Ценовые войны всегда бесперспективны.
Но когда отельер понимает, что падать в цене ему некуда, придумать что-то уникальное в своем бизнесе он не в состоянии, а его сосед, наоборот может, то часто появляется желание поставить конкуренту подножку.
Какие методы используют некоторые отели
В марте 2023 года я общался с отельером из Ялты, который не понимал, где происходит утечка клиентов при достаточно большом количестве поисковых запросов с названием его отеля. Оказалось, что на сайте не было раздела отзывов, а в двух популярных агрегаторах отзывов otzovik.com и TopHotels.ru первые строки занимали негативные отзывы. Причем были упомянуты такие нюансы, которых в отеле быть не могло от слова совсем. Отельер уверен, что негатив разместили его конкуренты.
Когда я занимался продвижением европейских отелей, то столкнулся с любопытной ситуацией: одна компания, получив данные о размещении у конкурентов на сайте заказных хвалебных отзывов, использовала этот факт для дискредитации оппонента. Позвонили в отели, выяснили, что клиенты с фамилиями и именами, указанными в отзывах, не проживали, и опубликовали эту информацию с оригинальными комментариями отельеров. Скандал был грандиозный. Репутация компании сильно пострадала.
Я сталкивался со случаями, когда один отельер нанимал блогера, оплачивал ему проживание в конкурентном отеле. Блогер потом размещал сюжеты с гипертрофированным преувеличением незначительных проблем.
Отели-конкуренты и кадровая проблема
Есть еще один, старый как мир, способ ведения конкурентных войн — переманивание сотрудников. Опасность тут не в том, что к конкурентам уйдет компетентный менеджер, а то, что он может забрать базу клиентов или будет участвовать в информационной дискредитации своих бывших работодателей, зная их «внутреннюю кухню».
Маркетинговые стратегии и отели
Анализируя маркетинговые стратегии отелей, их принципы работы с гостями, можно уверенно сказать, что здесь практически безграничный потенциал для отрыва от конкурентов. Приведу конкретные примеры.
Я провожу обучающие семинары по маркетингу и продажам для крымских отельеров. Рассматриваем тему «Управление репутацией отеля в интернете». Абсолютно у всех отелей одна и та же проблема: много негативных отзывов в сети без комментариев со стороны отеля. Разве сложно оставлять под негативным отзывом комментарий с обещанием решить проблему, чтобы она не повторялась и предложением связаться с отелем и получить скидку на следующий приезд? Это явное отличие от того, чего не делают конкуренты.
Никто из обучаемых мной отельеров даже не пытался публиковать в сети видеоотзывы довольных клиентов. Я помню один отель, который снимал видеоотзывы гостей, которые жаловались на конкретную проблему, а ее быстро решили, и они повторно вернулись сюда на отдых. Вот демонстрация настоящей клиентоориентированности.
Качественный сервис как решение многих вопросов
Сервис — это неограниченное количество возможностей приятно удивлять гостей и оторваться от конкурентов в качестве обслуживания.
У нас о сервисе думают как о чем-то сложном, затратном. А еще пресловутая нехватка времени – это еще одно оправдание нежелания системно заняться улучшением сервиса.
Истинная конкурентоспособность создается за счет отказа от конкуренции. Настоящий успех приходит благодаря способности быть другим, а также готовности к постоянным изменениям. Уникальность может быть найдена где угодно, даже в гиперконкурентных условиях.
Владислав Буря, специально для Hospitality Guide