
История маленького города Северо-Курильска на острове Парамушир в Сахалинской области удивительна и заслуживает внимания. Сегодня Северо-Курильск, открытый русскими, затем побывавший вместе с островом Сахалин и Курилами в составе Японии, далее после войны вернувшийся в состав СССР и переживший крупное землетрясение, ассоциируется с туризмом. Здесь строится гостиница и глэмпинг, а туристов становится больше с каждым годом.
Готовый сценарий фильма-катастрофы
Эта история была засекречена до начала 1990-х годов. О жертвах и ущербе не сообщалось ничего.
5 ноября 1952 года жители Северо-Курильска, а именно этот город принял наибольший разрушающий удар, испытали ужас подводного землетрясения магнитудой 8,3 по шкале Рихтера. Землетрясение с эпицентром в Тихом океане вызвало мощные волны цунами, которые унесли жизни, по официальным данным, 2336 человек.
Считается, что самой сильной была вторая волна цунами, которая пришла к берегу через 35-40 минут после начала землетрясения. Именно тогда часть сбежавших от первой волны жителей решили вернуться для поиска родных и спасения имущества. Но они были захвачены врасплох этой волной, подошедшей к берегу спустя 20 минут после первой. Результат плачевен.
Цунами унесло жизни и стало уроком. Город отстроили заново уже дальше от берега, на возвышенности. Именно после этой катастрофы в СССР приняли решение о создании в стране системы предупреждения о цунами.
Численность населения Северо-Курильска на 2023 год — 2439 человек. В период 1959 — 1970 гг она резко снизилась в два раза, хотя к началу 1960-х составляла более 7000 жителей, и с каждым годом людей в городе становилось все меньше. К началу 2000-х зафиксировано 2500, и вот уже третье десятилетие цифра держится примерно на том на уровне.
Однако, несмотря на печальный исторический факт у Северо-Курильска, а также всего острова Парамушир и близлежащих островов Курильской гряды не отнять красоты и масштабности, захватывающей дух. Туристов с каждым годом все больше. В октябре 2023 года аэродром Северо-Курильска принял первый самолет АН-28, выполняющий полет из Петропавловска-Камчатского, а в дальнейшем планируется организация постоянного авиасообщения и строительство пассажирского терминала.
Елена Котенко с мужем Марком — одни из тех, кто развивает туризм в Северо-Курильске. Она рассказала свою историю, связанную с городом, а также о гостиничном проекте, реализация которого идет, а в планах уже его расширение.
Туризм, история и обанкротившаяся гостиница

Я здесь живу с 2018 года. На Северные Курилы впервые приехала в 2016 году в составе молодежной экспедиции. У нас был проект — «Полевая школа-экспедиция», который мы реализовывали в Камчатском крае. Мы ездили по природным паркам, на Командорские острова. И вот, в 2016 году, мы решили поехать на Северные Курилы. Тогда про Курилы вообще мало, кто знал. Когда я приехала первый раз в 2016-ом, там была единственная муниципальная гостиница «Дом рыбака», которая впоследствии обанкротилась. Мы приехали и обратились в администрацию. Нас свели с местным гидом Леонидом Котенко, который в итоге стал моим свекром. Это отец моего мужа.
Леонид Вадимович, а он на самом деле один из тех, кто начал развивать туризм — такая старая гвардия, ходил вокруг острова, на Шумшу (Остров Курильской гряды, расположен в 11 км от Камчатки. Его размеры 20х30 км. Шумшу наиболее низкий из всех островов архипелага. Его верхняя точка, гора Высокая, всего 189 метров — прим.авт.) в лыжные походы.
Итак, я на Камчатке работала гидом и принимала участие в «Полевых школах-экспедициях». И в 2018 году, когда переехала на остров, Леонид Вадимович здесь был единственным представителем от гидов. Больше здесь никто не водил экскурсионные группы. Мы с мужем начали потихоньку работать с ним в качестве помощников гида. Мой муж Марк на самом деле и раньше ходил гидом, сейчас я про себя больше говорю. Я помогала, а иногда как турист ездила смотреть природу.
С мужем мы много самостоятельно ездили по островам, ходили в многодневные походы по Шумшу и здесь на Парамушире. Туризмом я занимаюсь давно, еще со студенчества, и мне это очень нравится.
Моя история, связанная с Северо-Курильском, началась в 2018 году. Сюда с Камчатки приходили яхты, которые совершали экспедиции до Средних Курил, до острова Онекотан — у них были разные маршруты, и также ходили корабли — это «Афина» и «Профессор Хромов», это такие большие экспедиционные суда. Мы работали со всеми судами. Конкретно я работала с яхтами и с теплоходом «Афина». Они нас нанимали гидами. Мы водили гостей на вулкан Эбеко, на Шумшу. Свекра, а также нас с мужем, брали на яхты в качестве гидов на следующие острова — это Онекотан, Атласова, Анциферова.
Туризм, домашний вулкан и катер «Моби Дик»
Мы решили — и не только мы — что надо как-то развивать сферу туризма. Я в то время начала активно вести социальные сети. По факту, никто особо про Северные Курилы не знал, и мне очень много людей стали писать, особенно про вулкан Эбеко, я часто туда ходила. Ну и сейчас, естественно, мы ходим туда постоянно, это как домашний вулкан, тут буквально 10 километров идти от города. И множество вопросов стало возникать на тему, где это, как туда попасть.

Тогда ходил только теплоход «Гипанис» к нам два раза в неделю в летнее время, и один раз в неделю летал вертолет. Транспортная составляющая была так себе, плюс берем корректировку на погоду — добраться было сюда тогда сложно — реально, но не так как сейчас.
Сейчас — это просто подарок! Теплоходы в этом году будут ходить три раза в неделю: два раза в неделю «Анатолий Чернеев», один раз теплоход «Гипанис». Если как в прошлом году, то рейсы вертолета будут стоять каждый день. Ну, естественно, все у нас по погоде.
Потихоньку мы начали набирать группы, у нас в распоряжении была лодка, и мы здесь нанимали катер. Первую группу как раз привезли по найму. Потом мы поняли, что можно далее продвигать туризм. Как раз еще тут ребята занялись тем же. Мы подумали: сейчас ходит один катер — этого маловато. И чтобы никакой очереди не создавать, мы решили взять свой катер. Его мы взяли в кредит — это катер «Моби Дик».
Мы стали на нем работать, ходили на Шумшу, по Парамуширу, на Атласова. В том числе возили очень много местных, им мы делали скидки. Ну просто они же местные — хочется поддержать людей, которые здесь живут. На Камчатке тоже очень много организаций по местной прописке делают скидки камчадалам. Вот я считаю, что это замечательная практика, потому что тот же полет на вертолете в Долину гейзеров не каждый может себе позволить, а тут можно даже поднакопить, если есть камчатская прописка.
Вот и мы, как автобус, на остров Атласова буквально через день ходили и много людей возили. На самом деле это здорово, и опыт интересный.
Потом мы начали нанимать судно уже с Камчатки, фрахтовать катер побольше. Если наш катер семиметровый, то с Камчатки мы начали фрахтовать уже двадцатиметровое судно. Для того, чтобы ходить на соседний остров Онекотан, где красивый вулкан Креницына, находящийся в кальдере с озером.

Расширение, рост туристов и планы
В позапрошлом году, в 2023, по окончании сезона осенью, мы приняли решение, что купим в кредит уже большой катер. Купили двадцатиметровый катер «Ларга». На самом деле работы там еще очень много. Мы потихоньку приводим его в божеский вид, возим гостей. В прошлом году мы все лето отработали на нем.
Помимо того, что у нас есть комплексный тур, мы также возим туристов на соседние острова. Эта та категория гостей, которые приезжают самостоятельно и нуждаются в транспорте.
Я вам хочу сказать, как работник музея, что с каждым годом люди приезжают чаще. Знаете, даже по отчетности музея видно, что с каждым годом туристов все больше, больше и больше. Летом до 700 человек приходит в музей (Северо-Курильский краеведческий музей, где Елена работает методистом по научно-просветительской деятельности — прим.авт.) — это очень большие показатели для нашего города.
Северные Курилы развиваются. Единственное, мы упираемся в транспортную составляющую. Теплоходы, которые к нам ходят, берут всего лишь по 32 человека, а вертолет по 20, Это не так много, учитывая наши погодные условия и задержки транспорта.

Туризм, гостиничная сфера и проекты
У нас в Северо-Курильске сейчас строится отель «Эбеко», там начали возводить уже четвертый этаж. Мы его ждем, потому что в городе на данный момент работает всего лишь один хостел. Муниципальная гостиница была признана банкротом — там какая-то история была, и сейчас остался один хостел. Естественно, приезжают люди, которые не хотят жить в хостеле. Они хотели бы останавливаться в более комфортабельных номерах с душем и туалетом в номере, а не на этаже, как в хостеле.
У нас также идет активная сдача квартир в городе. У кого имеется квартира, они ее ремонтируют и сдают гостям. Вот и мы решили немного отделиться, построили в прошлом году два домика и привезли сюда. Их концепция очень простая. Все, что нужно, это кровать, там стоит двуспальная, небольшая кухня, барная стойка и санузел, где есть душевая кабина, туалет, стиральная машинка, раковина и бойлер.

Домики мы поставили на сопке Альперина. С территории домиков открывается прекрасный вид на вертодром, куда все вертолеты прилетают, на рассвет, на Тихий океан, на порт. Там обзор на 36 градусов: и на город, и на вулкан Эбеко. У нас сейчас два домика, но мы планируем, конечно, расширяться. Как минимум, поставить еще 8 домов, облагородить территорию, поставить баню и беседку — чтобы была зона, где можно отдохнуть. Вот такую хотим развить концепцию.