Концепция развития, которую получили туризм и санаторно-курортная отрасль Крыма (разработанная еще до пандемии), уже не отвечает реалиям. Снижение туристического трафика в Крым из-за сложной логистики, ожидаемое внедрение с 2025 года Стратегии развития Приазовья, ситуация в Украине — это всё влияет на развитие туротрасли полуострова.
Санаторно-курортная отрасль Крыма и её драйверы
Совершенно очевидно, что санатории Крыма являются основным драйвером развития оздоровительного туризма в регионе. Вместе с тем проблем в этой сфере огромное количество и отрасль развивается не так качественно, как могла бы.
Чтобы разработать Концепцию развития санаторно-курортной отрасли Крыма нужен стратегический диалог. Я большой поклонник технологий думания о будущем и на совещании в Министерства курортов и туризма Республики Крым поднимал эту тему. Для чего нам нужен такой диалог?
Для того, чтобы понять в какой точке мы находимся, куда идем, зачем идем, для чего идем, и как прийти туда, куда мы хотим прийти. Без директоров, главврачей, маркетологов санаториев такой диалог не имеет смысла.
Поэтому 26 сентября 2024 года на базе отеля «Ялта-Интурист» под эгидой Министерства курортов и туризма Республики Крым прошел «круглый стол»: «Глобальные направления развития санаторно-курортной отрасли в Крыму» и три стратегических сессии, посвященные трендам оздоровительного туризма, медицинскому и SPA-продукту, кадровым проблемам санаториев.
Ключевая проблематика
При этом «круглый стол» — это начало этого стратегического диалога, а стратегические сессии — обучающий продукт, показывающий, чему мы еще можем научиться.
Ключевые проблемы понятны:
Во-первых, сложности с логистикой. Как ни крути, такого туристического трафика как с открытым аэропортом, не будет. Однако же в 2024 году в Крыму отдохнули более 4 млн. туристов как заявил глава республики С. Аксёнов. Это значит, что гости ехать готовы, был бы продукт.
Во-вторых, оздоровительный продукт, не отвечающий запросам аудитории. Собственно, крымчане сильно отстают от трендов даже континентальной России, я уже не говорю за другие страны. Например, все говорят о популярности сон-туризма, но в Крыму почти никто не предлагает оздоровительные программы с целью улучшения сна.
Тренды в SPA-индустрии — смотрите, как у других, создавайте продукты и привлекайте дополнительный трафик. Здесь нет ничего сложного. Телесные практики, митохондриальное здоровье, ментальное здоровье.
В-третьих, жуткий дефицит персонала. Глобально он присутствует, локально — нет. Я поясню мысль. Для одного санатория кадровой проблемы не существует. Существует нежелание или неспособность обеспечить конкурентоспособную зарплату. А также неспособность продать себя потенциальному сотруднику.
На «круглом столе» проблема кадров озвучивалась неоднократно, но что интересно, сами директора отелей не пошли на стратегическую сессию, посвященную подготовке персонала. Присутствовали представители санаториев, не принимающие ключевых решений.
Санаторно-курортная отрасль Крыма и стратеги развития
Нужно понимать, что стратегическое развитие отрасли — это параллельное решение многих задач в области кадрового потенциала, маркетинга санаториев и территорий, сервиса, реновации. Много лет прорывных инновационных решений в этой сфере в Крыму не было.
А не было по той причине, что никто не занимался целеполаганием. Мало кто знает, какими должны стать санатории через 10-20 лет. Уверен, не все из них проживут столько. Кого-то уберет с рынка дефицит персонала. Вот в одном санатории на курорте Саки три врача и всем им за 70 лет. Кто будет принимать гостей, когда они уйдут на пенсию? Либо искать врача по совместительству, либо закрывать санаторий.
Кого-то уберет из отрасли сам рынок. Достаточно посмотреть на сайты санаториев — многие не учитывают элементарных правил юзабилити. Часто часами невозможно дозвониться до службы бронирования. Платежеспособный клиент в такие здравницы ехать не хочет. Максимум возьмет курсовку, а будет проживать в отеле.
Санатории остро нуждаются в молодых управленцах, которые возглавят изменения. Будут развивать объекты, реагируя на стратегические, а не тактические вызовы. А пока что мы только пытается инициировать процесс думания о будущем отрасли.