1. Home
  2. Статьи
  3. Тренды
  4. Караванинг как тренд. Продолжение
Караванинг как тренд. Продолжение

Караванинг как тренд. Продолжение

27
0

Сегодня мы снова говорим про караванинг. Самостоятельные туристы как явление существуют давным-давно. Фильм «Три плюс два», уже ставший классикой советского кинематографа, был снят в 1963 году. Эта комедия способствовала расцвету отдыха «дикарями» в СССР.

Истоки и современные реалии

Антон Алексеев

Достаточно сказать, что в год выхода ленты на территории СССР появилось около 3 500 000 так называемых «дикарей». В последние годы популярность подобных путешествий неуклонно растёт.

А самым современным и комфортабельным средством транспорта для них сегодня являются дома на колесах. Если посмотреть на динамику развития рынка караванинга (вид путешествий с домами на колесах), можно оценить динамику роста популярности самостоятельных путешествий в целом.

В 2020 году на учёте в ГИБДД стояло 3000 домов на колёсах и это ничтожно маленькое количество для страны, где парк легковых автомобилей свыше 40 млн. В 2024 году по данным информационного портала rvland.ru (https://rvland.ru/pulse/) в нашей стране насчитывается 29331 владелец домов на колесах (по данным на 11.05.24).

Караванинг и его динамика

Получается, что за неполные пять лет рынок домов на колесах увеличился в 10 раз. Также следует заметить, что он не перестаёт расширяться. Уже 97 компаний освоили производство и выпускают дома на колёсах в России. Спрос на их продукцию активно возрастает. Сегодня заказать дом на колесах можно только со сроком поставки от 6 месяцев, а на некоторые модели очередь достигает 18 месяцев. При этом в России уже работают 105 прокатных компаний. И это только незначительная часть рынка самостоятельных путешествий.

Огромное количество людей путешествуют на своих автомобилях, останавливаясь как в отелях, так и самостоятельно в палатках и кемпингах (часто стихийных). Мототуристы путешествуют как по одному, так и в компании единомышленников. Иногда такие компании насчитывают по несколько десятков мотоциклов. Велосипедный туризм тоже приобретает всё больше и больше поклонников. Развиваются и редкие виды самостоятельного туризма как путешествия на катерах, разного вида сплавы и другие виды водных путешествий. Точной статистики по самостоятельным туристам в нашей стране не ведёт никто, но очевидно, что рост числа туристов можно охарактеризовать как «взрывной».

Необходимость инфраструктуры

Конечно, все самостоятельные туристы нуждаются в инфраструктуре для своих путешествий, которой отчаянно не хватает. Рынок глэмпингов разочаровал потребителей своими заоблачными ценами, часто низким качеством услуг, скудным количеством сервисов и самое важное неудовлетворительным соотношением цена/качество.

По состоянию на 20.06.24 их количество составляет 293 и продолжает снижаться. Загородные отели не торопятся расширять номерной фонд, поскольку для этого требуются серьёзные инвестиции, а высокий сезон не слишком продолжительный и содержание активов в период низкого сезона в сочетании с низкой загрузкой и невысокой средней ценой уменьшают рентабельность и приводят к довольно длительной окупаемости. Неспешно, но последовательно увеличивается количество кемпингов, которые предоставляют услуги всем самостоятельным туристам. Кемпинг даёт возможность остановиться для отдыха и ночлега как туристам со своим домом на колёсах, так и со своей машиной и палаткой. Будет правильным заметить, что этот тип средства размещения пока недооценен инвесторами и заслуживает большего внимания к себе.

Караванинг и его влияние на экономику

Рост рынка самостоятельных путешествий имеет большое влияние на смежные отрасли экономики. Ведь такие туристы лучше приобретают услуги локальных поставщиков, покупают снаряжение для путешествий. И, в целом, они более активные потребители, которые предусмотренный на путешествие бюджет тратят не на транспортные расходы (самолёт, или поезд), а на наполнение своего досуга во время путешествия.

Самостоятельные путешествия без привязки к расписанию и заранее спланированному маршруту только набирают популярность и будут расти в ближайшие годы, возможностей и предпосылок для этого достаточно. Предприниматели, которые сейчас выходят на этот перспективный рынок имеют возможность не только завоевать серьёзную его долю, но и стать лидерами активно растущей отрасли самостоятельных путешествий.

Антон Алексеев