Отель класса люкс как дом на 17 лет
За свою жизнь писатель Владимир Набоков путешествовал много, жил и в Старом, и в Новом свете. Его последним местом жительства стал швейцарский отель класса люкс Montreux Palace с видом на огромное Женевское озеро и в окружении Альпийских гор. Сняв там несколько номеров, Набоков планировал в них задержаться недолго. Однако прожил там почти 17 лет, до самой смерти. Читайте еще одну удивительную историю.
Отель класса люкс Montreux Palace: музыка, теннис, политика
Город Монтрё еще с XIX века стал самым притягательным местом Швейцарской Ривьеры. Тут растут магнолии и кипарисы, виноград и пальмы, а с трех сторон курорт окружают высокие Альпы, которые сдерживают холодные ветры. До 1850-х годов Монтре был центром виноделия в регионе, а после — одним из главных курортных мест Европы. В уютное и аристократичное место стали приезжать обеспеченные туристы, чтобы отдохнуть и пройти популярный «виноградный» курс лечения.
В 1895 году в Монтрё была основана компания Le Montreux Palace & Cygne. И уже через 18 месяцев рядом с небольшим отелем du Cygne вырос новый, который открыли 19 марта 1906 года. Здание Montreux Palace в стиле Прекрасной эпохи стало уникальным не только потому, что было возведено за рекордные сроки, но и своими новшествами. Во дворец провели отопление и электричество, а в отдельных ванных комнатах подавали холодную и горячую воду.
В люксовом отеле отдыхающим предлагали развлечения днем и вечером. Можно было посетить театр, а также несколько просторных помещений — для ценителей музыки обустроили музыкальный салон и роскошные бальные залы. Кроме этого, в 1911 году в отеле построили спортивный зал, который представлял собой павильон с катком, тиром и чайной комнатой. На лужайке стали проводить теннисные турниры.
К приезду семьи Набоковых в 1960-м году, Montreux Palace пережил две мировые войны, являясь госпиталем для раненых. В 1936 году здесь в «Зале праздников» подписали конвенцию Монтре о режиме договора о проливах (мирный договор между Грецией, Турцией, Англией, Францией и Россией). Кстати, после таких эпохальных событий, отель попал в список культурных ценностей национального значения Швейцарии.
Тихая жизнь Набокова и отель класса люкс
После головокружительного успеха романа, Набоковы в 1960 году вернулись в Европу и поселились в Монтрё. Некоторые исследователи считают, что писатель искал удобное место для сообщения с Миланом, где учился оперному искусству его сын Дмитрий. Возможно, этот курорт и был личным выбором Набокова, но биограф его жены Веры уверяет, что идея принадлежала супруге и ссылается на ее воспоминания детства, когда она приезжала в эти места с родителями.
В Montreux Palace Набоковы снимали сразу несколько номеров на шестом этаже, причем один — для секретаря. И такую роскошь известный писатель мог себе позволить. В 1958 году в Америке опубликован роман «Лолита», и уже первое издание разошлось так стремительно, что через несколько лет Набоков стал всемирно признанным писателем и очень обеспеченным человеком. Сенсационный бестселлер восхитил и режиссера Стенли Кубрика, который в 1962 году представил одноименный фильм — автором сценария стал, между прочим, сам Набоков. Есть сведения, что только за права на экранизацию Набоков получил 150 000 долларов от компании «Harris-Kubrick Productions».
Обстановка, располагающая к творчеству
Стоит полагать, первоклассный отель как нельзя лучше подходил под запросы писателя-аристократа. В его апартаментах не было показной роскоши, однако обстановка располагала и к отдыху, и к труду. Здесь писатель живет в уединении и много работает. За годы жизни в Montreux Palace Набоков написал четыре романа «Бледное пламя» (1962), «Ада» (1969), «Прозрачные предметы» (1972), «Смотри на арлекинов!» (1973) и один не закончил — «Лаура и ее оригинал». В интервью Олвину Тоффлеру в марте 1963 года сам писатель так описывает свои зимние будни:
«Зимой я встаю около семи: мой будильник — альпийская красноногая галка, большая черная птица с блестящими перьями и крупным желтым клювом, которая навещает мой балкон и весьма мелодично клекочет. Некоторое время лежу в постели, обдумываю и планирую день. Около восьми бритье, завтрак, тронные размышления, ванна — в таком вот порядке. Потом до обеда я работаю у себя в кабинете, делая перерыв для короткой прогулки с женой вдоль озера.
В то или иное время почти все знаменитые русские писатели девятнадцатого века бродили здесь: Жуковский, Гоголь, Достоевский, Толстой, который ухаживал за гостиничными служанками не без ущерба для здоровья, и множество русских поэтов. Впрочем, то же самое можно сказать о Ницце или Риме. Ленч у нас около часа, и в час тридцать я вновь сижу за столом и непрерывно работаю до шести тридцати. Потом прогулка к киоску за английскими газетами и в семь обед. Никакой работы после обеда. Ложусь около девяти. Читаю до полдвенадцатого, а потом ворочаюсь от бессонницы до часу ночи».
В поисках бабочек
В том же 1963 году Набоков рассказывает, что живет в Швейцарии «по причинам исключительно личного характера — семейным, а также профессиональным, как, например, определенные исследования для определенной книги». Однако писатель не скрывает надежду совсем скоро вернуться в Америку, и «идеальным вариантом» для него могла бы стать «совершенно звуконепроницаемая квартира в Нью-Йорке на последнем этаже — никаких шагов наверху, никакой легкой музыки — и домик на Юго-Западе».
Тем не менее, Владимир Набоков остается в Швейцарии. В 1966 году он практично отзывается о своем новом месте жительства, где «романтика прошлого перерождается в уют настоящего». Но не только тишина и комфорт привлекали писателя. В Альпах у создателя «Лолиты» была возможность заниматься и другим своим страстным увлечением, помимо литературы, — ловле бабочек. Этот процесс Набоков называл «ни с чем ни сравнимое наслаждение», и все чаще называет бабочек причиной того, что остается в Швейцарии.
Как профессиональный энтомолог, Владимир Набоков в Montreux Palace даже начинает две работы: «Бабочки Европы» и «Бабочки в искусстве», но ни одну из них не успеет закончить. В 1975 году, в поисках бабочек на 77 году жизни в горных окрестностях Монтре, писатель неудачно упадет. Как считали его близкие, падение серьезно подорвет его здоровье и впоследствии станет причиной смерти 2 июля 1977 года в больнице в Лозанне. Интересно, что за пять лет до смерти, Владимир Набоков, на манер Гумилева, написал:
«… И умру я не в летней беседке
От обжорства и от жары,
А с небесною бабочкой в сетке
На вершине дикой горы».
«Я не слишком люблю мебель, ковры и все такое…»
Таким образом, планы Набокова о квартире и домике так и останутся нереализованными — оставшиеся годы писатель предпочел проживание в отеле вместо обустройства собственного жилья. Да и до Швейцарии, прожив в Америке 20 лет, он так и не обзавелся домом. Писатель останавливался в мотелях, меблированных комнатах, пустующих домах профессоров — где угодно, только не в стенах, которые можно назвать родными. В том же интервью Олвину Тоффлеру в 1963 году Набоков назвал сразу несколько причин своего скитания:
«Основная, фундаментальная причина заключается, я полагаю, в том, что меня могла бы удовлетворить только точная копия обстановки моего детства. Но я никогда не смогу воссоздать ее в полном соответствии с моими воспоминаниями, так зачем же зря тратить силы на безнадежные попытки? Нужно учитывать и другое — например, фактор начального толчка и последующей инерции. Я вылетел из России с такой скоростью, с такой жестокой силой, что так и качусь с тех пор. Правда, я докатился до аппетитного титула «полного профессора», но в душе всегда остаюсь тощим «почасовиком».
Несколько раз я говорил себе: «Вот хорошее место для дома» — и сразу же слышал в голове шум лавины, уносящей прочь сотни отдаленных мест, которые я уничтожу только тем, что обоснуюсь в каком-нибудь уголке земли. И наконец, я не слишком люблю мебель, столы, стулья, лампы, ковры и все такое — возможно, потому, что в моем обеспеченном детстве меня научили относиться с легким презрением к чрезмерной привязанности к материальному богатству, поэтому я не испытывал сожаления и горечи, когда революция его уничтожила».
«Vladimir Nabokov suit 65»: музей для проживания
Сегодня отель Fairmont Le Montreux Palace, в котором последние 17 лет жизни прожил Владимир Набоков, является частью Fairmont Hotels and Resorts с 2006 года. Со своей стороны, сеть отелей Fairmont с 2016 года входит в группу Accor Hotels. В модернизированном отеле с видом на озеро и горы находится 236 номеров и люксов, некоторые из них названы в честь проживающих когда-то привилегированных гостей. Кроме того, здесь можно воспользоваться 15 банкетными и конференц-залами, спа-центром площадью 2000 кв. м., крытым и открытым бассейнами. В отеле работают 6 ресторанов.
С момента открытия отеля, в Fairmont Le Montreux Palace останавливались очень многие известные люди. Но Набоков здесь запомнился по своему: шестой этаж теперь называют Nabokov’s Floor, а 65 номер — «Vladimir Nabokov suit 65». При этом апартаменты с аутентичным интерьером может снять за определенную плату любой желающий, способный заплатить за проживание в музее. Тем не менее, если номер не занят, то на него разрешать взглянуть.
В Fairmont Le Montreux Palace предлагают вспомнить всех своих знаменитых постояльцев — в парке напротив отеля установлены их скульптуры. Памятник Владимиру Набокову появился здесь к столетию писателя в 1999 году по инициативе отеля.
Автором скульптуры стал Филипп Рукавишников, родственник писателя по линии матери Елены Рукавишниковой. Скульптор изобразил сидящего Набокова в дорожном костюме: писатель откинулся на спинку стула, стоящего всего на одной ножке.
Отсюда можно дойти и до могилы Владимира Набокова. Недалеко от центра Монтрё находится местечко Кларанс, где расположено небольшое кладбище. Под каменной плитой писателя здесь похоронили в 1977 году, а в 1991-м на плите появилась вторая надпись — Вера Набоков. Спустя 21 год здесь же похоронили Дмитрия Набокова, который после смерти матери перебрался жить в ее квартиру в швейцарском Монтрё.
Благодарим Лилию Бекмухаметову за предоставленные фотографии