1. Home
  2. Статьи
  3. Управление
  4. Отели и санатории: изменения или их декларация?
Отели и санатории: изменения или их декларация?

Отели и санатории: изменения или их декларация?

27
0

На что жалуются менеджеры, представляющие отели и санатории? На застой в бизнесе, на неспособность понять, куда двигаться, как сделать рывок в развитии. И это неполный перечень того, с чем в своей голове приходят профессионалы индустрии на отраслевые форумы.

Вампиризм и водоворот операционки

Они обмениваются идеями, изучают кейсы. Кто-то просто хочет убедиться, что у коллег еще хуже, чем у него, и на этом успокоиться. Очень многие игроки индустрии гостеприимства хотят реальных изменений, но проклятая операционка, как вампир выпивает последние силы.

Недавно общался с коммерческим директором одного крупного загородного отеля. Он видит море нереализованных возможностей, у него есть заинтересованность во внедрении новых продуктов, но на практике сделать ничего не может. Я думаю, у него или нет времени, или есть страх потратить его впустую. Само собой разумеется, что все хотят быстрее и как можно проще. Но чудес не бывает, и чтобы создать по-настоящему конкурентный и востребованный продукт, нужно учесть 100 500 мелочей.

Отели и санатории: стратегии развития

За последние два года я участвовал в разработке концепций стратегического развития отелей и санаториев в 12 регионах России. Реальные изменения начал только один объект. Остальные остались на уровне деклараций.

И дело тут не в отсутствии идей. Идеи буквально валяются под ногами. Бери и делай. Чаще всего собственник/управляющий/директор/менеджер не смотрят на этот мир непредвзято. Взять и что-то быстро внедрить — почти всегда гарантировать провал затеи. Мы не в Хогвардсе, а в России, и здесь масса неожиданных факторов влияют на бизнес-процессы.

Ну вот вам пример. Один владелец базы говорит, что ему из года в год становится всё тяжелее конкурировать с другими подобными объектами. Возвращаемость гостей низкая, потому что люди все время ищут новых впечатлений, изучают новые места, пробуют новые туристические локации.

Ясное дело, нужно придумывать интересные услуги. У собственника возникла идея сделать небольшой SPA-центр. Но в его понимании это джакузи, хаммам, ледяная купель и ванна, куда можно добавлять различные экстракты. Возникает вопрос: а зачем мне ехать за 250 км от города, чтобы полежать в ванне, посетить сауну или хаммам? Где здесь уникальность?

Очевидно, что нужно продумать хорошие SPA-ритуалы, сделать детальный анализ конкурентов в радиусе 300 км, обучить персонал. И обучить не просто махать веником в бане, а телесным практикам. Придумать систему мотивации. Разработать маркетинговую стратегию. Начать делать контент, продвигать его. В общем от одной мысли про объемы работы тошно становится. Поэтому с этой базой отдыха «воз и нынче там». Кстати, как сделать уникальный продукт из неуникального объекта в стадии банкротства можно прочитать в отдельной статье.

Формирование системы управления

Я уже говорил, что для стратегических изменений нужно формировать внутри команды параллельную систему управления. Она может состоять их 2-3 человек, которые, не отвлекаясь на решение операционных задач в рамках текущей работы, курируют реализацию стратегических задач. Они генераторы идей и их исполнители. По моим наблюдениям, если они действительно внедряют новые продукты, то их содержание с точки зрения зарплат, окупается примерно через год.

Вообще боязнь экспериментов — жуткая вещь. Если речь не идет о затратах в сотни тысяч рублей, и с правильной стратегией управления рисками, не экспериментировать с услугами в отеле или санатории попросту глупо.

Вот один отель в Крыму попробовал реализовать идею медитаций на надувных матрасах в бассейне. Купить 5-6 матрасов, обеспечить их простынями, поставить музыкальные колонки с медитативной музыкой и вручить по бокалу вина для расслабления — не такие уж и большие затраты.

Отели и санатории: математика перемен

Вот давайте считать. Две бутылки хорошего вина — 3-5 тыс. рублей. Один матрас можно купить за 2000 рублей (5 х 2000 = 10 000 руб.). Музыку закачать на флешку — бесплатно. Простыня — 400 руб. (5 х 400 = 2000 руб.). Всего примерно 17 000 руб. Один сеанс sleep wellness — 3 000 руб. В зависимости от размера бассейна, туда поместятся от 3 до 5 матрасов. Условно говоря, за 2 сеанса по 5 человек вы почти вдвое окупаете первоначальные расходы. Если всё это покрутить с помощью рекламы, да это еще расходы, но небольшие. Затраты окупятся за три сеанса по 5 человек.

Отличайтесь. Удивляйте. Экспериментируйте. И всё будет лучше, чем есть сейчас.

Владислав Буря