
Екатерина Проценко: «Для меня отельный бизнес — это возможность сделать кого-то счастливым»
Она человек-солнце. И не меняется. Совсем. Там, где Екатерина Проценко, ныне директор департамента гостиничного бизнеса в Группе Компаний «Гранд», всегда волны позитива и хорошего настроения. Однако стоит ей только заговорить об экономике и управлении в отельном бизнесе на смену беззаботной леди, приходит серьезный эксперт. С искрящимися глазами. Но мы на сей раз говорили о разном…
Любовь с первого взгляда

— Екатерина, каким был Ваш путь в отельный бизнес?
— Если вспоминать с самого начала, то в школу, где я училась, пришли представители института технологии туризма. И я буквально влюбилась в педагогов и преподавателей, которые рекламировали на тот момент платный вуз, выдававший диплом государственного образца.
Правда, было не принято учиться платно, тем более, в коммерческих вузах, не имеющих государственной аккредитации. Можно было быть педагогами, финансистами, но не учиться туризму. Однако меня настолько обаяли преподаватели, что я с горящими глазами пришла домой и сообщила родителям: «Очень хочу участвовать в эксперименте!».
— С этого места подробнее, пожалуйста…
— Он назывался «Школа-ВУЗ». Суть его была в том, что утром ты ходишь в школу, а вечером в институт. Причем за деньги. В общем, вместо подготовки к поступлению в 11 класс, я ходила в институт технологии туризма, где за год окончила первый курс, будучи школьницей, находившейся на вечернем обучении. В итоге, когда мои одноклассники пошли сдавать вступительные экзамены, у меня уже была на руках зачетка с пятерками, горящие глаза, невероятная влюбленность в туризм и надежда на путешествия.
В отельный бизнес … из школы
— Интересно, как отреагировали родители на Ваше решение?
— На самом деле сейчас я понимаю, какой героизм они проявили, поддавшись моему желанию. Ведь папа был кадровым военным, а мама учительницей. И согласиться на платное обучение, да еще и профессии с непонятными на тот момент перспективами, было с их стороны невероятной авантюрой. Помню, маму с папой тогда осуждали все родственники, но мои горящие глаза определили всё.
Родители мне доверились. Дали возможность попробовать свои силы. Впрочем, если бы вдруг у меня не получилось, то через год просто поступила бы в другой вуз. Но мне представился шанс, и я им воспользовалась. Хотя, будучи девочкой, по большому счету ничего не теряла. А вот наша семья рисковала потерять деньги.
Первые шаги в отрасли
— Что было дальше?
— Я почти сразу пошла работать по специальности. Как ребенок воспитанный и обязательный, понимала: родителям финансово приходится непросто. А еще в 2008 году произошел кризис и курс доллара скакнул нереально, а договор с институтом был именно в долларах. Естественно, при первой же возможности, я летом пошла работать курьером в турфирму. Постепенно доросла до менеджера. Так что карьеру стала строить еще со студенческой скамьи. Училась и работала одновременно. Сначала в одной турфирме, потом в другой.
— Как состоялся Ваш переход из туризма в отельный бизнес?
— Моя яркая личность, как всегда, дает о себе знать во всех ипостасях (смеется). Будучи сотрудником ВАО «Интурист», в довольно юном возрасте, студенткой, еще не защитившей диплом, на третьем курсе руководила там подмосковным направлением. Компания давала мне машину с водителем, чтобы я ездила по отелям и заключала с ними контракты, пополняла базу для продаж. Передо мной стояла задача максимально наладить контакты. Тогда было модно ездить в «рекламники». В один из них я и отправилась. А посетили мы только что открывшийся отель Heliopark.
Во время тура очень активно себя проявляла и задавала много вопросов. Просто очень хотела законтрактовать их с «Интуристом». И меня заметили. Сложно было не заметить (улыбается). Поэтому спустя некоторое время после окончания тура, мне позвонили из Heliopark и сказали: «Ты такая активная и позитивная, давай работать с нами». И я, недолго думая, приняла предложение.
Екатерина Проценко о реалиях бизнеса
— Каким оказался отельный бизнес по сравнению с представлениями о нем?
— Если ждете от меня историй о разочаровании, то их не было, нет и никогда не будет (улыбается). Конечно, будучи молодой, и, не имея опыта, стараешься его наработать. А вместе с ним экспертизу, связи, возможности, стремишься проявить себя.
Мы тогда пахали 24 часа в сутки. Надо сказать, что работодатели сделали ставку на молодежь, что правильно. Из нас можно было отжимать все соки, включая цедру. И мы были готовы работать не только за деньги. Хотя зарплата на тот момент у меня оказалась очень приличной. Я получала больше папы, который работал главным энергетиком подмосковного города.
Но главное, мы хотели проявить себя, составить о себе правильное впечатление, сделать так, чтобы компания могла больше заработать, чтобы к нам в отель приехало больше гостей. И надо сказать, в компании Heliopark Group была очень правильная история позиционирования и работы с персоналом.
Поэтому и не возникало сожаления от того, что мы пахали круглосуточно. Ведь испытывали настоящий кайф от того, что делали, от того, что приезжают гости.
— Чем занимались те самые 24 часа?
— Мы тогда делали всё: начиная от раздачи рекламы из рук в руки и заканчивая мытьем унитазов перед открытием отеля. И это было незазорно, а круто! Чувствовала, что наизусть знаю весь номерной фонд, потому что в каждом номере перемыла унитазы. В курсе, куда выходят окна, помню, где и какая лежит плитка. Потому что я гладила шторы и сама вешала их. И это была настоящая школа отельной жизни. Зато сразу понимаешь всю «внутрянку». Не просто сидишь в офисе на продажах, а разбираешься в том, как отель работает, видишь все бизнес-процессы изнутри.
Новый виток в карьере
— Куда потом завела Вас служебная лестница?
— После ухода из Heliopark Group я работала в различных управляющих компаниях, которые тогда активно открывались на рынке и брали отели под свое крыло. В моем послужном списке Foresta, Amaks и т.д. Большую часть карьеры я занималась тем, что связано с продажами и маркетингом. А когда оказалась в Sky Point Sheremetievo, собственники дали мне возможность попробовать себя в качестве генерального менеджера. И на построение карьеры у меня ушло больше времени, чем у многих тот же путь занимает сегодня.
— Почему так получилось?
— Потому что тогда шло становление гостиничной отрасли в России. Например, когда я работала в Heliopark Group, мы привезли первых аниматоров. Их тогда в стране нигде не было. Потому притащили из Египта. Мы тогда делали шведские столы на завтрак, обед и ужин. И для наших гостей это тоже было в новинку. Поэтому карьерный рост мог случиться как за месяц, так и длиться годами, потому что тебя, как специалиста в определенной сфере, тянули, перетягивали из команды в команду. Да, денег прибавляли, но при этом ты оставался на той же позиции.
А когда я доросла головой до позиции генерального менеджера, все эти позиции оказались заняты исключительно мужчинами. В 99% случаев было не принято женщин, а тем более молодых, сажать в кресло генерального менеджера. Да, кто-то становился операционным директором, руководителем отдела продаж и маркетинга, но никак не управляющим. И только когда подобное стало возможным, я в это кресло и села.
Генеральный менеджер… по собственной воле
— Что в связи с этим почувствовали?
— И ответственность, и масштаб задач. В целом, моя история выглядела так: когда уважаемый мной и многими коллегами по отрасли Константин Артемьев покинул пост генерального менеджера отеля Sky Point Sheremetievo, я на тот момент занимала должность DOSM, а это основа основ. Собственники находились за границей. Они тут же мне позвонили и сказали: «Катя, ищи того, с кем ты готова работать. Нам нужны проценты и загрузка, а кто будет заниматься, подушками и горничными, пожалуйста, решите и вышлите нам резюме. Собеседование проведем онлайн».
— Как Вы отреагировали?
— Получив вводные, взяла таймаут. А через какое-то время перезвонила и предложила свою кандидатуру. И услышала: «Ты с ума сошла? Понимаешь, что провалишься в «операционке»? Сейчас ты — Королева. Ходишь в ресторан, чтобы попробовать блюда со «шведки», следишь за тем, чтобы были красиво натянуты скатерти, выпендриваешься, говоря, что не так в «операционке». Став генеральным менеджером, ты будешь вынуждена все это делать своими ручками. Оно тебе надо?». Я ответила: «Дайте мне попробовать». И в течение полугода, будучи даже не и.о., а назначенным генеральным менеджером, я доказывала себе и собственником отеля, что достойна этой должности. Хотя даже подпись не меняла, оставаясь руководителем отдела продаж и маркетинга.
— В какой момент избавились от приставки и.о.?
— Когда отель отмечал пятилетие, я подошла на празднике к собственникам и спросила, могу ли взять микрофон и сказать несколько слов, уже как генеральный менеджер. И услышала: «Естественно, ты GM! Еще сомневаешься?!». Не поверите: даже зная, как я выгляжу на сцене и в инфопространстве, все равно сомневалась, видя мастодонтов отрасли. Только получив одобрение собственников, позволила себе и подпись поменять, и визитки напечатать.
Поворот к глэмпингам и не только
— А уже после отеля Sky Point Sheremetievo…
— Я окунулась в чудесный мир глэмпингов (улыбается). Это был потрясающий, невероятный, очень крутой и безумно интересный опыт. Думаю, что он уникален для рынка. Потому что всё случилось на этапе становления сегмента. Причем меня пригласили на позицию CEO, на большую руководящую должность в тот момент, когда глэмпингами в основном занимались только сами собственники. И за это я очень благодарна проекту Les i More. Признательна за тот опыт, который наработала. Он очень полезен мне и сегодня. Горжусь временем, проведенным в индустрии глэмпингов. И проекты, которые сейчас возникают, тоже связаны с легко возводимыми конструкциями.
— К слову, глэмпингам, которые сегодня в тренде, многие предрекают не самое светлое будущее. Стоит им только выйти из моды и перестать получать поддержку от государства. Каково Ваше мнение на этот счет?

— Думаю, как любой тренд, и этот сначала тянется вверх, потом выбирается на плато, после чего идет вниз. И вот тогда на рынке остаются только те, кто способен выжить, кто сохраняет клиентоориентированность, у кого хватит сил и ресурсов выдержать конкуренцию. Либо те, кто не заинтересован в финансовом результате, а проект создали исключительно, как имиджевый. Поэтому, как любой тренд, будь то гостиничный или бизнес-центр, история с глэмпингами потихоньку идет на спад. Однако это не означает, что их будет меньше. Полагаю, они просто трансформируются.
Я знаю, что сейчас, например, готовятся изменения в законодательстве, касающиеся глэмпингов. И они вступят в силу через год-два. Какие-то проекты не пройдут через рамку законодательства и не смогут далее называться глэмпингами, но в любом случае продолжат работать. Пусть и под другим названием. Поверьте, глэмпинги — это классная история. А если кто-то хочет просто поиграть в отельный бизнес — это вообще чудесная возможность.
Превратности судьбы
— Екатерина, куда потом Вас привела судьба?
— Следующим моим шагом стала компания Synergy. Так я получила новый для себя опыт и сделала очень правильные выводы. В частности, поняла, что рынок глэмпингов может существовать, но к нему нужно разумно подходить, грамотно всё рассчитывать, правильно выбирать землю, и понимать, что от этого бизнеса ждешь.
— А что произошло в жизни потом?
— Получилось так, что я иначе расставила приоритеты. Поняла: карьера — карьерой, но семья всё же важнее. На тот момент мы готовились к появлению дочери, и потому приняла предложение компании, которая занимается отельным девелопментом. Оставаться в индустрии глэмпингов и скакать по лесам с большим животом невозможно, поэтому стала искать работу с меньшими физическими нагрузками… Правда, в итоге весь период беременности проходила в каске по стройке. Но это было немного легче, чем ездить по городам и весям, выискивая свободные участки земли для компании Synergy.
Екатерина Проценко об уроках отрасли
— За годы, проведенные в отельном бизнесе, чему он Вас научил?
— Сказать, чтобы был какой-то один единственный урок, не могу. Но не секрет, что когда только делаешь карьеру, очень стремишься к власти. Так случилось у меня в Heliopark Group. И только когда получила власть, поняла, что в жизни есть два сильных испытания: деньгами и властью. Вот почему своим большим достижением считаю то, что удалось выйти человеком из испытания властью. И самым правильным выводом в жизни. Именно тогда я поняла: бизнес должен быть с человеческим лицом. Считаю, наемные сотрудники все равно остаются людьми, вне зависимости от занимаемой должности. В любом случае нужно уважать труд каждого, будь то, условно, горничная или генеральный менеджер. А главный вывод, который я для себя сделала, можно сформулировать несколькими словами: «Человечность, человечность, и еще раз человечность».
Не скрою, жизнь меня по носу властью побила. Она делает это, когда начинаешь пользоваться своим положением. Сейчас вспоминаю тех, с кем работала, и понимаю: тогда была противная, неприятная.
Честно говоря, испытание властью было для меня колючим. Но всё равно то, что смогла сохранить в себе человечность и порядочность, считаю своим достижением. Кстати, людей в команду подбираю по двум основным критериям — порядочность и неравнодушие. Эти качества в приоритете в моей жизни.
Екатерина Проценко о главном достижении
— А что назовете самым главным достижением в Вашей жизни?
— Оно в том, что, когда я выхожу из проекта, он продолжает работать, как продолжает работать и команда. И компания по-прежнему приносит деньги. Поняла, что умею выстроить процессы так, чтобы они могли работать и без меня. Да это не делается мгновенно. Требуется много времени, иногда годы. Но если я вложилась в проект, то уверена, что он сможет работать и без меня. А я смогу перейти на следующую ступень. И, оглядываясь назад, вижу, что всё именно так, как сказала. Те проекты, в которые я вложила силы и душу, продолжают существовать по моим принципам, с той командой, которую собрала. И приносят результаты. Если созданное глобально не ломают.
— Екатерина, как Вам удается на протяжении стольких лет сохранить кристально чистую профессиональную репутацию?
— Я честна и искренна в том, что делаю, очень люблю жизнь и то, чем занимаюсь.
Отношение к отельному бизнесу
— Что для Вас отельный бизнес?
— Для меня это возможность сделать кого-то счастливым.
— Из чего состоит формула успеха любого отельного проекта? Без чего он не возможен?
— Без веры в него!
— Случалось так, что хотелось уйти из индустрии гостеприимства по тем или иным причинам?
— Как уже говорила, разочарования ни разу не посещало, но поменять сферу все-таки хотелось. Случалось и такое. Я однажды пыталась уйти в IT. Правда продукт все равно имел отношение к гостиничной отрасли. Признаюсь, мне даже понравилось. Однако стартап — всегда стартап: королевство оказалось маловато и развернуться было негде (улыбается).
А еще мне с детства прочили карьеру военного переводчика (напоминаю: папа кадровый офицер, мама — учительница). Думаю, сложись судьба иначе, пойди я по этой дороге, и в той области достигла бы определенных высот.
Екатерина Проценко о жизни вне бизнеса
— Чем наполнен Ваш день помимо работы?
— Сейчас один из моих основных приоритетов — семья. А еще наш дом. Всё, что с ним связано, занимает много времени, но взамен это дает массу положительных эмоций. Знаете, как здорово, что я могу выпить чашечку кофе, сидя на своей веранде под утренними лучами солнца? Поверьте, такая возможность дорогого стоит.
Кроме того, я много внимания уделяю дочерям (старшей 16, а младшей год и 8 месяцев) и любимому мужу, который в свою очередь заботится обо мне. А что касается работы, то у меня сейчас очень интересный проект, все объекты на стадии строительства. Они с изюминкой и очень амбициозные.
— Без какого качества характера Вас невозможно представить?
— Я всегда на позитивной волне. И это не только моё мнение.

— Что является Вашим источником энергии?
— В каждом периоде жизни это что-то свое. Сейчас, открывая утром глаза, понимаешь, что жив и дееспособен. Согласитесь, уже хорошо (смеется). А еще для меня очень много значат люди, которые рядом.
Даже если работаешь в крутой компании за солидные деньги, но вокруг тебя токсичный коллектив, становится невозможно жить нормальной жизнью ни на работе, ни в семье.
Давайте не забывать, что на работе, вне дома мы ежедневно проводим, как правило, не меньше 10 часов (с учетом дороги). А когда тебя на работе окружают люди интересные, классные, дружелюбные, позитивные, равные тебе или выше по интеллекту, те, за кем хочется тянуться, это дает очень большой жизненный заряд. А если и дома тебя окружают классные люди, то получаешь двойной заряд положительной энергии.
— О чем попросите высшие силы, зная, что желание сбудется?
— Буду банальна: попрошу здоровья близким и себе.
P.S. В 2024 году Екатерина Проценко стала номинантом профессиональной премии Hospitality People 2024.