В Санкт-Петербурге 15 ноября прошел BestBreakfast, который стал юбилейным — он состоялся в 75-й раз. Мероприятие организовали ГК «БестЪ» и «МТЛ-АПАРТ».
Бизнес-завтрак под названием «Апартаменты: 10 лет практики девелопмента и управления» прошел в формате дискуссии. Эксперты рынка недвижимости поделились своим мнением об итогах года и перспективах развития проектов. Традиционно участников BestBreakfast пригласили в ресторан PROVIANT, откуда вели прямую трансляцию для тех, кто не смог приехать на мероприятие.
Модераторами BestBreakfast стали Николай Антонов, генеральный директор «МТЛ-Апарт», и Лариса Аниканова, генеральный директор бюро AIKIdesign. Перед началом дискуссии была представлена статистика спроса и предложения на рынке апартаментов в Петербурге. Николай Антонов рассказал, что сегодня можно говорить о росте стоимости в целом более 10%. При этом популярностью пользуются элитные апартаменты, которые находятся в премиальных локациях, преимущественно, с видом на воду. Их стоимость выросла до 670 тысяч рублей за квадратный метр. Что касается двух других сегментов — сервисных апартаментов и эконом-класса (псевдожилье) — то примерные показатели стоимости квадратного метра находятся в районе 300 тысяч рублей.
Также Николай Антонов обратил внимание на основные тренды последнего времени на рынке апартаментов и рассказал про новые. Например, в последнее время стало появляться большое количество сервисных апартаментов и это уже стало устойчивой тенденцией. В формате таких проектов появляются ритейл, зоны отдыха, питания, развлечения, спорта. Основными принципами строительства сервисных апартаментов стала многофункциональность, чтобы в них можно было не только жить, но и работать, учиться, отдыхать.
— Появились новые тренды — коливинги в сервисных апарт-отелях и глэмпинги, — заметил Николай Антонов. — Сегодня уже можно говорить о новом формате загородной недвижимости под названием рекреационные апарт-отели. Как точки притяжения они используют всю свою инфраструктуру, включая леса и озера, которые присутствуют рядом. Также возле глэмпингов формата апарт-отелей строят гостиницы как магнит, чтобы обеспечивать должный сервис в этих проектах. Загородные апартаменты могут приобрести инвесторы или все желающие для собственного проживания, а также для сдачи в аренду через сервис управляющей компании.
Затем на BestBreakfast присутствующим предложили обсудить самые разные вопросы рынка апартаментов, которые касались и инструментов увеличения доходности, и особенностей проектного финансирования, и востребованности дизайнерских решений. В частности, поговорили о том, что реконструкция уже построенного здания в настоящее время стала выгоднее для инвестора и девелопера, чем новое строительство апарт-отелей. Одним из ключевых был вопрос всем участникам о том, верят ли они в рынок апартаментов?
— Надо смотреть с разных сторон. Апарт-отели платят большие налоги, при этом для города они колоссальное расширение туристического потенциала, — ответил на вопрос Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК «БестЪ». — Кроме того, сейчас во втором чтении находится закон, который запрещает без согласия всех жильцов сдавать квартиры в новых домах, то есть рынок апарт-отелей просто взорвется. С точки зрения туриста: в обычном отеле он снимает комнату за 5 тысяч рублей, в апарт-отеле он за эти же деньги имеет 2-комнатную квартиру, при этом рядом много ресторанов, и сервис не хуже, чем в отеле. Абсолютно все заинтересованы в развитие рынка апарт-отелей, от туриста до государства.
Кроме того, в течение всего мероприятия проходило голосование среди присутствующих. Аудитории предлагалось ответить на вопрос: «Что ждет рынок апартаментов в 2024 году: рост, нынешний уровень или падение?». Оказалось, что 56% проголосовавших верят в рост, 16% предрекают падение, 28% уверены: показатели рынка останутся на том же уровне.