Анна Шишкина и Trezzini Art Hotel, который она возглавляет на протяжении многих лет, неразделимы. По меньшей мере, в сознании профессионалов отельного бизнеса. И сегодня она сама расскажет, как судьба привела ее в этот проект. Кроме того, мы поговорим о маркетинге и не только о нем… Забегая вперед скажем: продолжение нашей беседы вышло таким же увлекательным, как и начало.
Анна Шишкина о приходе в Trezzini Art Hotel
— Анна Олеговна, Вы сразу согласились на предложение возглавить Trezzini Art Hotel?
— Со второго раза. Сначала ответила отказом, поскольку не рассматривала никаких предложений — в Кронверке еще была куча работы. Однако, спустя некоторое время, и в связи с очередной сверхважной полусудебной ситуацией на стройке и нежеланием собственника следовать плану юриста, решила, что больше не могу … Красиво бросить заявление и уйти в никуда — не наш метод, искать работу — долгая история, решила пройтись по недавним предложениям и… первым набрала телефон собственников будущего TREZZINI …
Они спросили: «Анна, а зачем Вам с вашим резюме наш маленький отель? Вы же нас бросите вскорости?». Честно ответила: «Хочу отдохнуть и дать отдохнуть моему резюме. Готова подписать контракт на 3 года… пока стройка, предпроектный маркетинг, конкуренты вон у вас — известные всей стране, запуск и… не брошу до… — обещаю. Но я, иногда, преподаю… и консультирую другие проекты. Если это – не проблема»…
Схантили (смеется). Так вышло. Отдыхаю я, правда …. в 2026 будет 20 лет как …
Стагнация? Что тебя там держит? А, может, ты никому больше и не нужна?!
Неужели не хочется в крупный отель? Или в свой собственный? — сколько раз мне задавали эти вопросы….
Отвечу сразу на главный: свой — не хочу, хочу много и маленьких…разных. А в имени «Trezzini», если вслушаться в транскрипцию, звучит: цифра «13» (франц.) и маленький постоялый дворик… Так и вышло. 13 маленьких и разных отелей в одном… а еще в транскрипции можно услышать: Три Зины….:) … но обо всем по порядку…
Подарком судьбы в моем «отдыхе» была возможность поработать со специалистами «Охта Групп» в первый год до открытия арт-отеля. Для меня это был очень ценный опыт, честно скажу. В былые времена они были нашими конкурентами, когда на заводе строился бизнес- отель, уже тогда с восхищением и издалека мы наблюдали за их работой. В частности — за галереей и музеем.
Анна Шишкина об отельном маркетинге
— А как все начиналось?
— В начале было слово… и сначала…нужно было имя. TREZZINI — далеко не первая версия. Арт-отель — тоже было смело. Но конкуренция обязывала запустить что-то эдакое… Искусство… как бы его использовать на благо продвижения? Петербург — город искусств, Доменико Трезини — первый архитектор города, а, значит — художник тоже первый. Почему Трезини? Этой идеей вдохновились благодаря истории конкретного места. В Петербурге как без этого контекста? Иными словами, мне очень хотелось после бизнес- и аппарт- концепций сделать что-то следующее, новое…Концептуальный маркетинг — это, вообще, самое интересное в нашем деле, на мой взгляд.
2005 год… В городе был отель «Арт-отель» (прием профессиональных театральных гостей), антик-отель Рахманинов (здесь, конечно, много чего вдохновляющего для нас было — один проект с росписью дверей от известных художников и выставки совершенно крутых арт-фото-проектов, а еще у них был свой журнал!) и, конечно — отель «Старая Вена», где был сохранен интерьер былого ресторана с одноименным названием, и где проводились литературные встречи…. Как когда-то сто лет назад…
Еще мы искали зарубежные истории…: в Европе отели в стиле «арт» были распространены в основном как дизайнерские отели, в жизни которых участвуют знаменитые художники, архитекторы и дизайнеры, чей стиль узнаваем, чьи имена могут быть высечены в мраморе при входе в отель, как говорится…. Еще — отели (или рестораны) с коллекциями искусства, которые собирались ни одним поколением владельцев… ну, и выставки … выставки делали все и все пытались продавать картины…Можно было всегда увидеть табличку: дорогой гость, если что — обращайтесь на ресепшн…
А еще нужна была маркетинговая стратегия… Васильевский остров — место хорошее для инвестиций в отель, это же как Сан-Жермен-де-Пре в Париже, конкуренция ожидалась — соответствующая… Хотя соперничество было дружеское. Я и своим студентам сейчас говорю: «Конкуренция — это не битва на мечах. А повод к развитию. Это когда, в результате, получается у всех участников рынка — иное качество, а, значит и …. цены».
Итак…. Арт-отель… Для начала — всего лишь префикс, на рынке такого пока ни у кого нет, а дальше — разберемся… Петербург — город искусств…в любом случае, а Васильевский остров — Академия Художеств…
Появление арт-отеля
— Как реализовывали идею?
— До сих пор реализовываем. И мне кажется, уже сможем дать определение термину скоро (улыбается). Потому что прошли через все возможное. Как мне кажется.
Сначала мы хотели идти по пути коллег из Испании, когда отель называется «Шесть звезд», что означает: архитектор, дизайнер и прикладники — создатели этого проекта — реальные звёзды в своей области, известные художники страны.
Так что, для начала, в идеях PR мы поступили так же. Потому что в проекте отеля TREZZINI тоже участвовали очень известные люди различных видов искусств, и у собственников были очень хорошие контакты в этой сфере, база была заложена. Плюс локация, как я уже говорила выше, обязывала.
Помню диалоги:
— Так у вас что, отель для художников?
— В смысле: для художников? Для всех, конечно. Не уверена, что столь узкая ЦА нас устроит, да и цены все-таки — европейские…
Как я была не права.
— В чем?
— И в том, что думала, что вот сейчас все быстренько сделаю, наберу команду, отработаю открытие и запуск, нарисую себе еще одну звезду на фюзеляж самолета за то, что реализовала еще одну концепцию, и буду двигаться дальше.
— Как получилось на деле?
— Знаете, тогда этот отель сказал мне: «Ты хотела узнать, что такое арт-отель? Давай посмотрим!».
Выставки художников мне не хотелось проводить вообще. Потому что так делали все, и это не могло стать показателем новой концепции. А что тогда? Не знаю…. На торжественном открытии отеля у нас был…знаменитый театр. «Странствующие куклы господина Пэжо» и Анна Шишкина. Нет, не я. Но она тоже пришла в этот дом переночевать из-за опоздания на мосты (мы еще помним эти времена), среагировав именно на приставку «арт» (Мы на правильном пути!). На эту приставку на фасаде реагировали многие. К нам потянулись все, кто — арт, с предложениями и вопросами: а что это такое? А мы думали…. А ресторанное дело — это арт? Работа Шефа — это искусство? Это нас итальянцы спрашивали (улыбается). И так далее, и так далее…. И я решила всех пускать, выслушивать и….а вдруг… И уже тогда потихоньку начала понимать, что арт — это не от искусства, арт — это от Artist (несущий искусство, художник), а, значит — дело в комьюнити! (улыбается).
— Логично…
— Сколько идей от художников всего мира в оформлении завтрака, предметов номерного быта, оформления рекламных материалов, цветочных композиций из ничего, контрастов скатерти и тарелок…. Оформления картинами номеров…это, вообще отдельно. Вот, как правильно выбрать паспарту к графике и раму к ней же, чтобы выглядело не просто дорого, а стильно? Что бы удорожало впечатление, а не наоборот? Художники ненавидят некоторые оформления своих работ — факт известный. Мы начинали дружить, меня приглашали на выставки, мне рекомендовали выставки, совершенно разные художники…по философии, по образованию, по путям к Богу…
Наш слоган: «Искусство сервиса». Сервис как искусство — имеет в своей основе совершенно конкретные истории и конкретную практику.
В итоге, ко мне за словом «арт» стали приходить великие люди из мира искусства. Я еще не догадывалась, кто они такие, мы пили чай, фотографировались и всё. Да, я знала в те времена великих отельеров, но с великими художниками Петербурга, в тот момент еще не была визуально знакома. Сейчас, пересматривая фото, думаю: боже… а ведь был у нас в гостях…. Кто только не был…
А однажды… мои художники позвали меня на новогодний вечер в галерею «Стекло»…. Сказать, что я была под впечатлением — ничего не сказать… От коллекции и экспозиции, которая напомнила мне Осеннюю выставку в Манеже лучшими образцами, сюжет вечера и, главное — публика…Куратором была Ольга Николаевна Толстая. Человек с тонким вкусом, умеющий общаться с гениями…Очаровалась. Вне сомнений. Конечно, если делать выставки — то, так…
— Что происходило у вас в отеле?
— А мы пока делали мероприятия о другом… У нас играли в холле камерные оркестры: московский, итальянский и мексиканский….они жили у нас и репетировали… Потом Альфонсо Морено подарит нам выступление прямо перед самолетом, когда весь оркестр выйдет в концерном составе и Маэстро будет сам дирижировать… Мне подарят возможность пригласить зрителей…
«У меня нет для Вас цветов, Анна… но я подарю вам лучшие гитары моего оркестра…Это женское исполнение. Они и есть мои цветы…».
Тогда, в первый год, у нас будут останавливаться известные оперные певцы и актеры — благодаря партнерской программе… Мы будем делать километры фото и выставлять в коридорах…
Потом камерные спектакли… Мы даже пытались в первый раз продавать на них билеты… но было очевидно, что зал очень маленький и за предложенные деньги соответствующий комфорт не обеспечить…
Потом пришла Мода… и индустрия красоты… Как я гордилась, что на вечер Максима Соболева пришла Ирина Ашкинадзе….и у меня есть возможность познакомиться с ней лично…тогда был волшебный вечер, организованный Максимом совместно с Мюзик-Холлом, который сделал такую сценическую подсветку и такие фото на нашей лестнице, что их прямо сейчас можно выставлять в сети и получишь WOW- эффект…а какой был кейтеринг….
Сама того не подозревая, я постепенно собирала дружественный круг, который, конечно же, нас рекламировал…
Потом был Новый год в Trezzini, настоящий, и с утра 1 января Капитолина (Вера Ткалич) подарит мне рисунок из окна ее номера…и этот рисунок станет отправной точкой для оформления спальни, в которой она жила. Так началась история наших концептуальных номеров…
— Вдохновляет… Удивительная история.
Анна Шишкина о жизни, чувствах и мыслях
— И все же…как же карьерное продвижение?
— Всегда отвечаю, что карьерные повороты у меня происходят здесь каждый год (смеется). У нас меняются художники и публика, которая приходит посмотреть на выставленные работы, меняется аудитория гостей, которые к нам приезжают.
— Это заряжает позитивом…
— Всё так. Но, признаюсь, в пандемию мне было очень плохо и грустно, потому что, оказывается, отельный бизнес не настолько стабилен, как казалось, и может все-таки рухнуть в один день, Петербург потерял 68% европейского турпотока. И мы его тоже потеряли. Потому что у нас также было стабильное большинство европейских туристов. Причем не просто европейцев, а людей, которые к нам приезжали со всего мира благодаря «сарафанному радио». У нас ведь каждый художник «отвечал» за определенную страну, в которой был особенно популярен (улыбается). Гости привозили с собой английский чай, голландские пудры на бутерброды и т.д. Привозили подарки от друзей. Мы общались с людьми искусства по всему миру, пропагандировали искусство Петербурга, потому как возникшие социальные сети, с первого дня было наше все…Мне иногда казалось, что нас там слишком много даже. Хотя мы ни копейки в продвижение не вкладывали. И аудиторию очень фильтровали. Все игры, все международные проекты — были от души, без расчета на раскрутку. Первый проект про «Жизнь апельсина в интерьерах Trezzini» в сетях произвел и фурор и первую ругань. И дал первую огромную аудиторию…
А наши Календари новогодние, четыре Праздника и двенадцать выставок в год, Суп(Б)культура и …. Книгу напишу когда-нибудь… Всё это рухнуло в один день. И теперь неизвестно, восстановится или нет. И у меня жизнь очередной раз поменялась.
— Но Вы же не сдаетесь?
— Конечно, нет. Вообще считаю, что Trezzini Art Hotel дал мне воспользоваться всеми знаниями моими и профессиями. Ведь получить сразу и психологию искусства, и индустрию гостеприимства в одном проекте — дорогого стоит. И, мне кажется, это мой личный успех. По крайней мере, по моим собственным оценкам. Тот случай, когда хобби стало работой. Но это очень непростое хобби.
— Почему?
— Всё на поверхности. Когда меня спрашивают, есть ли у вас трудные гости, всегда отвечаю, что таких нет, потому что мы работаем с художниками (улыбается). Один очень известный арт-терапевт, бывавший на наших выставках последних лет мне так, и сказал: «А ты знаешь…ты практикуешь арт-терапию… это — она…».
Не знаю, но я искала те законы, по которым место становится привлекательным для людей искусства само по себе. Не потому, что там проходит мероприятие, а просто…зайти, поболтать, выпить кофе, рассказать ресепшн истории про «Мутный глаз» и графику Обри Бердслей… Привести с собой кого-нибудь тоже великого, напридумывать кучу всего, рассказать о творческих планах…Я обожаю эту атмосферу. Творческой наполненности, которую дают люди творчества… Мне хотелось, чтоб Trezzini накопил эту атмосферу…
И потом меня всегда привлекали истории мест таких, как «Подвал бродячей собаки», например….
— Как сделать из отеля место притяжения?
— Отвечу так: есть же исторические истории… 9улыбается). Cafe de Flore в Париже, Gran Caffe Gambrinus в Неаполе, Caffe Greco в Риме, Cafe Florian в Венеции или La Rotonde в Париже, к которым публика арт тянулась и тянется почему-то … и это всё малый бизнес, передаваемый из поколения в поколение, вокруг которого возникает особый, свой арт-мир. Там на протяжении нескольких десятилетий сменяется мода на различные виды искусства: сначала туда приходят литераторы, потом художники. Что в них, этих местах, такого притягательного, почему они? Что дает возможность заведению войти в историю на сотню лет? У каждого свой ответ.
Trezzini Art Hotel и его судьба
— А Trezzini Art Hotel уже стал таким местом?
— Он для этого очень молодой. Для того, чтобы отелю (или кафе) войти в историю, нужно просуществовать площадкой сто лет, как минимум. Но меня всегда данная тема интересовала. Я везде, где бы ни была, ищу такие места и сюжеты. И мне они страшно нравятся. Возникает вопрос, как они появляются? Потом-то понятно…
Признаюсь, очень хотелось в Петербурге, пусть «искусственно», но создать подобное место. Однако потом я поняла: рождение уникальной точки — это случай. И всегда есть некие персоналии, которые всё держат. И являются своего рода магнитом. Это могут быть люди из общества или от принимающей стороны… А что плохого, если вы нашли человека, который является центром притяжения для целевой аудитории? Это же прекрасно! Может ли эту роль выполнить куратор… не знаю, скорее: нет… Куратор в заведении ставит границу между миром искусства и заведением. Поэтому мы очень долго не делали выставок… кураторская история и продажи искусства — мне казалось, совершенно о другом… другая даже рекламная стратегия.
— Но насколько долговечна данная история?
— Как известно, существует цикл любого товара. По большому счету, мы все обречены. Однако есть возможность возврата по альтернативной эволюционной петле. Другой вопрос, что может стать той силой, которая это все сохранит и закрутит вновь…. При иной целевой аудитории и цене продукта. Сейчас для многих — время испытаний на прочность. И мы — не исключение. Что-то должно измениться. Мы копим энергию… У меня сейчас в рукаве такие три истории… Если бы мне лет 5 назад сказали, что у меня будет возможность выставить этих авторов, я бы не поверила! Но мне никак не начать…
А искусство — это вечная тема. Она бесконечна.
Анна Шишкина о взаимной любви
— Анна Олеговна, нет ощущения, что Trezzini Art Hotel живой и находится с Вами в диалоге?
— Хочу сказать, что я здесь уже почти 20 лет, и за это время случалось разное. Я даже здесь жила долгое время безвылазно, как говорится. Знаю историю этого здания. К тому же у нас общие коммуникации с Андреевским Собором, в связи с чем мы имеем тесные коммуникации.
Можно сказать: я чувствую энергию отеля. И, наверное, он ею делится. Знаю, в каких номерах энергетика лучше, а в каких тяжелее. И даже, мне кажется, догадываюсь, почему. Первопричина в истории места и здания. Конечно, мы с ним многое вместе пережили (улыбается). Я вижу, как он любит людей…, представляете, у нас есть 5 историй (это много!), когда поженились люди, которые впервые познакомились в этих стенах…. На наших выставках и в наших компаниях…
Потом он очень многих выпустил в успешную карьерную жизнь… 5 директоров и зарубежные проекты…например. А есть те, кого не принял. В общем, ведет себя как Петербург. Но ведь это не только у нас. Ведь в городе есть много управляющих, которые с открытия и до сегодняшнего дня любят свои отели и их истории…Мы скоро все превратимся в директрис из кинофильма «Усатый нянь» … попугая пора заводить! (улыбается).
Уроки отельного бизнеса
— Чему Вас за двадцать лет научила индустрия гостеприимства?
— Идти вперед и ничего не бояться. У всех людей есть профильное образование и сфера деятельности, в которой они — ассы высокого класса. Такие личности (им так кажется) не могут заниматься ничем другим и уже тем более учить мир чему-то эдакому, другому, не по профилю своему…. Для меня это тоже характерно. А Trezzini Art Hotel научил меня забыть об этом постулате. Он мне дал такую тему, благодаря которой я выходила на большие аудитории и делилась с ними знаниями и мыслями. В том числе тем, что нужно идти вперед и ничего не бояться. Потому что я сначала пришла в рекламу, не будучи в ней специалистом, потом нагло заявилась в отельный бизнес, не являясь в нем экспертом, но почему-то не смогла когда-то стать нагло художником… Боялась, наверное, быть не принятой…
Не прошла по конкурсу. И мне Вселенная тем самым как бы сказала: «Художник — не твое». А теперь продолжила: «Твое — художники…»
Не картины… от галереи мы отказались сразу. Помните знаменитое: «Ты это повесишь у себя дома? Нет, это — я продаю». Я люблю выставлять то, что я повесила бы у себя дома…Разное…Смысл моей коллекции: энергия и воспоминания об общим времени…только так я смогу рассказать…
Выставки в Trezzini все же случились и понеслось… С пинка и со случая.
Пинок был от Валентина Алексеевича Носкина. Это был один из известнейших людей, яркая личность в художественной тусовке. Заядлый коллекционер, знаток душ, его знаменитая коллекция и квартира на Каменноостровском проспекте известна была всем художникам Санкт-Петербурга, наверное. Он в определенном смысле воспитывал Петербург. Помню, мы вместе часто встречались на открытиях выставок в городе, обсуждали, я нередко критиковала экспозиции и подачу. Не люблю, когда развеска портит то, что имеет ценность…Как специалист по визуальному восприятию (улыбается). И вот однажды он не выдержал и сказал: «Шишкина, хватит! Не нравится чужое, — сделай свое». И в этот момент меня будто кольнуло: «Как это я сделаю свое?! Я вообще кто?». Спрашиваю его: «Где я это сделаю? Как?». На что он ответил: «Ты управляешь целым отелем!».
Преодоление страхов и первая победа
— Что испытали?
— Было достаточно страшно входить в эти воды. Особенно, если учесть, что «культурная история» в Петербурге очень строгая. У нас не аплодируют просто так. Зато умеют критиковать лучше, чем писать романы. Поэтому мне было на первых порах жутковато. Потому и начинала аккуратно, издалека. Приглашала «нехудожественную» публику, присматривалась, как люди реагируют. Долго пробовала разные жанры и виды искусства. Начинали мы вообще с театра, и с поэтов, с перфомансов. Потом с чужих коллекций. Нам очень, например, помог «Петербургский Художник» — они дали нам на выставку русскую живопись XIX вв. из своих фондов. Что бы ни было, но я всегда знала, что мой мир — мир живописи, люблю ее, и хочу заниматься ею (ну, и немного графикой). Даже не обсуждается. Но, повторюсь: было страшно. Однако закрыла глаза и прыгнула.
— И что было потом?
— Чего только не было… Время социальных сетей. Все вечером было в куплете. Однажды к нам в отель приехали французские гости — художники, которые, как всегда случайно, побывали у нас на празднике Божоле. В тот день мои «Артисты» пошутили, и подарили мне…. бутылку вина. Бутылка была расписана автором — знаменитым графиком в стиле калинка-малинка и имела рукотворную надпись: «БОЖЕле ты, моя, Божеле». Когда гости вручали мне этот сувенир, французы спросили: «А что это за бутылочка? Что там написано?» — потому как хохот стоял…. Я думала провалиться сквозь землю, но им уже отвечали авторы художественного образа, на чистом английском языке: а это русское Божоле! …И, вдруг, словив радость, они : «Мы хотим попробовать! Мы никогда не пробовали русского Божоле!».
В общем, было весело, в дружеской обстановке. А спустя несколько месяцев я получаю письмо следующего содержания: «Анна, нас приглашают участвовать в проекте Академии Художеств России с проектом 100 художников Парижа. Как Вы считаете, достойное ли это мероприятие? Стоит ли туда стремиться? Мы с женой хотели бы узнать Ваше мнение».
Именно в тот момент я и поняла: «Иди вперед и ничего не бойся!».
Пройдет еще время, и мы будем принимать у себя французских галеристов, которые привезут эту выставку в Петербург, пить вино, которое нам пришлют в подарок, и посещать с ними вместе французскую экспозицию в залах Академии.
Так что Trezzini ART Hotel — маленький отель с большой судьбой… даже сейчас материалов не публикованных историй — на пару книг. Про художников города, их искусство, наши игры, шутки, путешествия, проекты и дружбу. Мне всегда был странным вопрос: а откуда каждый день отель может брать новости для публикаций?!!
Станет ли Trezzini, в результате, петербургским Hôtel de la Colombe d’Or покажут ближайшие 100 лет и разворот петли нового экономического времени…
Мы попыталась начать искусственно, по формуле любви, но ангелы нам точно помогали. Вы не представляете, как за 20 лет изменился художественный мир Петербурга, и как сами художники изменили меня и как меняется сегодня мир отельный… И надеюсь, мы внесли свою лепту во всю эту историю, хотя у нас и маленький отель.
Концепция Петербурга
— Но ведь главное не форма, а содержание…
— Мне время от времени, конечно, вспоминается история, о том, как директор Caffe Greco в Риме, в момент, когда попытались повысить городские налоги заведениям питания, сказал: «Вы забыли, что мы не бриллиантами торгуем. Мы — маленькая кофейня. Нам придется закрыться. Впервые за 200 лет». Так и мне всё время хочется сказать: «Мы — маленький отель».
Но я очень рада, что своей темой мы зажигаем кого-то, и мне не стыдно об этом сказать, потому что в городе появилось после нас (и не только нас — мы не боремся за первенство, не так это здесь важно) несколько арт-отелей и еще пусть возникают. Будет интересно.
При этом Васильевский остров вне всяких сомнений — остров искусств. И было бы очень здорово, если бы искусство здесь процветало везде. И если понадобится оказать теоретическое и практическое содействие, — мы готовы. Потому что мы знаем всех хороших и очень хороших художников, а, с другой стороны, все стили, которыми обладают здесь отели. И можно было бы все делать индивидуально, в каждом месте. Каждому — свое. И эта тема на самом деле очень интересная. Сейчас налажены очень хорошие культурные связи с другими городами. И вообще, история регионально — очень перспективная, потому что Петербург — это во все времена — притяжение людей искусства. И любые концепции любого бизнеса, выстраивая коллаборации именно с искусством людей Петербурга всегда будут попадать в вечный тренд! Ватсон, это — очевидно.
Анна Шишкина о трудностях бизнеса
— Что самое сложное сегодня в отельном бизнесе?
— Пожалуй то, что нет оптимизма для начала новых городских проектов, поскольку сроки окупаемости растут с каждым часом. И в такой ситуации трудно очароваться. Сложно найти персонал и определиться со своей новой целевой аудиторией. Особенно, если учесть специфику рынка Петербурга, который исторически был ориентирован на европейского туриста. Но хочется верить, что все вернется на круги своя. Когда? Пока неясно. Возможно, через сто лет. Потому что Петербург и Европа не существуют друг без друга. Я, например, как турист, очень скучаю по Франции.
Еще одна проблема — персонал. Это действительно самая большая сложность. Мы теряем качество. Потому что отельный Петербург, принимая в основном европейцев, имел в своем штате всех, наверное, студентов лучших языковых вузов, владевших несколькими языками, которым нужна была практика коммуникаций. В итоге, довольны были все. Сейчас этой истории нет. Ситуация с персоналом всем известна. А самое главное, что отрасль становится все менее привлекательной у молодежи для потенциальной карьеры. И это тоже плохая тенденция. Но есть хорошая новость… Похоже, все наигрались в демпинг, познали REV…. Соцсети и пиарщики — вперед! Есть, что показать, потому как продуктовая история развивается просто стремительно, посмотрите на загородные отели, посмотрите на малые города. А какие мои студенты творят проекты по случайной точке. Я получаю удовольствие и многому учусь. В ближайшие 10 лет вернется конкуренция по качеству, а не по цене…Увидим.
Да, я вновь «Приличная женщина. Преподаватель вуза». Я нашла самое лучшее место по подготовке специалистов нашей сферы в Петербурге, там уникальные дети. Там полно потенциальных продажников, дизайнеров даже, менеджеров и революционеров тоже хватает. Есть все. Осталось найти идею для перехода в новое время. И мы найдем. Наверное, так.
Нюансы работы в отеле
— Анна Олеговна, об искусстве и Петербурге можно говорить вечно. Но если позволите, несколько личных вопросов.
— Давайте попробуем.
— Сколько времени в Вашей жизни занимает работа?
— У меня теперь их две (смеется). Это позволяет отдохнуть. Отель всегда 24/7 с телефоном включенным, дипломники тоже всегда на связи. Есть нюанс. Я не люблю писать сообщения — мне долго, но вот, иногда, важно писать — нужен след.
Меня порой спрашивают: «Как Вы общаетесь с молодыми сотрудниками, они же пользуются только сообщениями?». Я пишу им сообщение с содержанием: немедленно перезвоните мне. Все просто. Все работает. По итогу напишу сообщение: мы договорились о….
Мы готовы разговаривать по ночам, если того требуют обстоятельства. А еще можем прыгнуть за руль или в такси и приехать, если нужно.
На самом деле уйти в отпуск очень сложно. Да, физически можно переместиться в пространстве, но голову отключить трудно. Отпуск – надо себя заставлять. И растить того, кто позволит уйти в этот отпуск. Мы работаем там, где весь мир отдыхает… Это тоже. Помню, в самом начале, в Клубе, кто-то сказал: ходить в ресторан с отельерами — больше никогда! Не расслабишься… Здесь у них салфетка не та, здесь официант не искренне улыбнулся, здесь у них: не стандарт! Вы еще менеджера позовите! Я понаблюдаю… Каждый раз, встречаясь на отельном девичнике, мы клянёмся, что обсуждать будем только мужчин и искусство… и никаких вопросов Ленке…ни разу не получалось. Ну, такая у нас жизнь. И по-другому не выйдет (улыбается).
Анна Шишкина о себе
— Без какого качества характера Вас невозможно представить?
— Я впечатлительная. Мне об этом говорили с детства (улыбается). И в гостиничный бизнес я пришла, потому что была очарована… отелем. Правда говорят, чтобы не разочароваться, не надо очаровываться. Но считаю, что думать так, неправильно. Если у тебя есть возможность очароваться, этим надо пользоваться. Это же так редко бывает. Искреннее чувство дает искренний ответ.
— О чем попросите высшие силы, зная, что желание сбудется?
— О любви, в самом широком смысле слова. Без любви не бывает творческого потока. Все влюбленные люди, в моменте, делают лучшие проекты своей жизни. Это — известный факт.