

Сегодня, говоря про турпоток в Сочи в сезоне-2025, эксперты отрасли отмечают снижение загрузки городских отелей. Оценки разные. Кто-то называет цифру -20%, кто-то больше. Одни маркетологи впопыхах придумывают спецпредложения, другие стараются выжать максимум из контекстной рекламы. И те, и другие попытки — бестолковые с точки зрения своевременности и слабо прогнозируемые по итоговой результативности.
Я не отельер, и многим коллегам из туристической отрасли сии размышления могут показаться дилетантскими. Не претендую на истину в последней инстанции. Но лишь одно знаю точно: игрокам рынка в Сочи не хватило стратегического видения. Многие расслабились и думали, что всё как обычно будет хорошо.
А что тут, собственно, происходит?
Многие мои коллеги сходятся во мнении, что нет одной главной причины просадки в загрузке. Это комплекс факторов, которые наслоились друг на друга. Ясно одно — перспективы были потрясающие (в контексте «мазутной катастрофы»), но жизнь внесла коррективы.
Открыли аэропорт в Абхазии, потом в Геленджике, в июне в Сочи была плохая погода и холодное море. Люди увидели альтернативу. «Охлаждающим» фактором стали цены, которые многие отельеры подняли с мыслью «а куда они (туристы) денутся». Понятно, что инфляция. Не поднимать цены нереально, тем более на рынке труда ситуация напряженная. Условия диктует пролетариат. Но, согласитесь, было ожидание чуда на фоне пустующей Анапы. Даже с действующим ценником на отдых.

Однако дело не только в погоде (море в итоге прогрелось), и не в открытых аэропортах (ибо цены на билеты неприличные). Классический отдых в отеле по действующим ценам без интересного сценария времяпровождения многим туристам перестает быть интересным.
Гость думать не хочет, потому что и так перегружен информацией, да еще находится в стрессе на фоне всего происходящего в мире. Людям нужно предлагать готовые сценарии времяпровождения, и, желательно, без банальщины. Сможете придумать?
Один wellness-отель в Крыму даже в пиковые периоды падения турпотока загружался на уровне 40% только за счет продуманных сценариев времяпровождения. Гостям предлагали афишу мероприятий на каждый день. Холодное море, сложности с логистикой, негативный информационный фон в связи с ракетными угрозами не стали препятствием.
Турпоток в Сочи. Что будет дальше?
Атака БПЛА в ночь на 24 июля 2025 года, которая привела к гибели людей, показала, что безмятежность не будет длиться вечно. Конечно, отельеры Сочи, скорее всего, не столкнутся со всеми сложностями, которые испытали на себе их крымские коллеги. Но аудитория курорта к такому повороту событий точно не была готова. Постояльцы некоторых отелей прятались в подземных парковках.
Атака беспилотников не станет основной причиной оттока туристов прямо сейчас. Но еще одним фактором, влияющим на принятие решения не ехать в Сочи, вполне может явиться.
И я на 100% уверен, что курорт Сочи не был к этому готов. Сценарии информационной реакции в такой ситуации отельерами заранее не отрабатывались даже в мысленной форме. Стратегического видения того, как действовать дальше, скорее всего, нет. Ситуацию спустят «на тормозах», как это было в Анапе. Это ни хорошо, ни плохо. Любой опыт полезен.
В контексте общей ситуации — плохо, потому что погибли люди. Но фактически всем южным курортам нужно принять новую реальность. И понимать, что военно-политическая обстановка может не только негативно влиять на бизнес, но и полностью его свернуть. Быстро и неумолимо. Поэтому думать нужно не категориями быстрого заработка и не радоваться чужому горю (знаю пару отельеров, которые потирали руки на фоне событий в Анапе), а думать стратегически.