1. Home
  2. Статьи
  3. Мнение
  4. Санатории Крыма: не все переживут ближайшие 10 лет
Санатории Крыма: не все переживут ближайшие 10 лет

Санатории Крыма: не все переживут ближайшие 10 лет

52
0

Говоря про санатории Крыма, важно подчеркнуть: чтобы понимать, как нужно работать сейчас, необходимо мыслить категориями будущего. Предполагая, какой будет рынок и потребитель услуг через 10-20 лет, можно уже сейчас рассчитывать стратегию развития или выживания.

Санатории Крыма и константы рынка

Есть константы, которые невозможно игнорировать с точки зрения их влияния на санаторно-курортный рынок Крыма.

1.  Крым ближайшие годы будет находиться в зоне риска по известным причинам. Это значит, что сложности с логистикой, как и страхи туристов, сохранятся.

2. Инвестиции в Крым не будут расти в геометрической прогрессии, потому что инвесторы объективно оценивают риски. А только за счет государственного бюджета полноценное восстановление инфраструктуры (строительство инженерных сетей, реновация советских санаториев) невозможно.

3. Крым остается дефицитным по водоснабжению, что также накладывает ограничения на строительство новых санаторно-курортных комплексов.

4. Уровень заработной платы в отрасли в среднем по Крыму сильно отстает от показателей таких санаторных кластеров, как КМВ, Белокуриха, Сочи, что не позволяет надеяться на полноценное насыщение объектов крымской индустрии гостеприимства квалифицированными кадрами.

Неутешительные выводы

Если опуститься на уровень крымских санаториев, то опыт коммуникации с ними на уровне руководителей и менеджеров среднего звена позволяет сделать такие, в общем-то неутешительные выводы*:

а) мало кто знает, в каком направлении развиваться, поэтому работают по инерции. Понятно, что не всем нужно об этом задумываться, потому что ведомственные здравницы не испытывают сложности с гостевым потоком, а государственные здравницы сильно ограничены в финансовых возможностях.

б) на сервис и маркетинг почти всегда не в приоритете, потому что сильно ощущается дефицит кадров, знаний, навыков. К тому же многие руководители мыслят устаревшими шаблонами, что мешает осознать долгосрочные выгоды от качественной маркетинговой стратегии и постоянного повышения уровня сервиса.

в) дефицит оборотных средств мешает войти в качественную реновацию. При всё возрастающих требованиях гостей к комфорту санатории предпочитают удерживать низкие цены на номера категории «Эконом» и «Стандарт» (оправдывая ценой низкий уровень комфортности), а не изыскивать средства для улучшения номерного фонда. Таким образом, эти санатории постепенно становятся неконкурентоспособными.

г) «синдром ожидания» превалирует в мышлении менеджеров, которые к тому же и не очень мотивированы из-за довольно скромной заработной платы. Всегда проще оправдать бездействие внешними факторами (отсутствием средств, закрытым аэропортом, обстрелами территории, страхами туристов), чем прилагать сверхусилия для качественного скачка в развитии. 

Более того, на прошедшем 26 сентября круглом столе «Глобальные направления развития санаторно-курортной отрасли в Крыму» было видно, что отдельные руководители санаториев очень ревностно относятся к инициативам своих коллег по качественному изменению рынка.

* речь идет не обо всех объектах санаторно-курортного комплекса, а о большинстве из них.

Санатории Крыма: перспективы

Убежден, что через 10 лет очень многие санатории Крыма будут неконкурентоспособными. Люди голосуют рублем, а значит единственным выходом для ряда крымских санаториев будет ориентация на социальных клиентов. Либо они будут функционировать как гостиницы для гостей, приезжающих на морской отдых.

Часть санаториев, особенно в Евпатории (там очень много старого советского фонда), будут вынуждены закрыться в течение ближайших 15-20 лет, если не уйдут в полномасштабную реновацию.

Владислав Буря