В прошлом году курортный сбор вызвал в профессиональном сообществе нешуточную дискуссию. И хотя на дворе январь, время летит быстро. Словом, до нового витка туристического сезона осталось всего ничего. А, значит, вопрос точно не потерял своей актуальности.
Напомним, что эксперимент по взиманию курортного сбора стартовал четыре года назад. Недавно его продлили еще на два года – до 1 января 2025, а также включили в экспериментальную группу еще 2 региона – Санкт-Петербург и сочинскую федеральную территорию “Сириус” (также известную как научград и Олимпийский городок).
В Петербурге спешить с введением новой инициативы не собираются —дождутся утверждения решения на региональном уровне.
Еще летом в Госдуме предложили ввести туристический сбор по всей России. Пока вопросов, связанных с этим мероприятием больше, чем ответов, причем похоже у всех — как у представителей власти, так и у профессионалов гостиничного бизнеса. Эти вопросы пока остаются, к сожалению, риторическими. Но ответы хотелось бы получить, как можно быстрее.
А пока публикуем ответы нескольких отельеров и экспертов отрасли.
Алена Енова, отельер, хостельер и эксперт гостиничной индустрии, владелец федеральной компании по созданию отелей «HotelKit», основатель первого в России магазина готовых документы для отельеров enovaschool.ru, «Международной профессиональной академии туризма» mpat.online, ТАЙГА House (ТОП-100 мира):
— Курортный сбор отражается и на бизнесе, и на гостях, которые приезжают в Петербург. Для бизнеса – это в любом случае дополнительная нагрузка. Пока много вопросов: кто будет контролировать, как будем проводить сбор и куда передавать. Если через кассы и терминалы, то как будут компенсироваться комиссии за банковские транзакции и что с налогами на проведённые суммы. Надо считать, насколько курортный сбор пойдет бизнесу в минус. Но даже если бизнес будет являться просто контролирующим элементом в системе, то все равно нагрузка будет – чтобы вести всю эту операционку, надо время и деньги на обучение сотрудников, расходы на канцелярию и пр.
Для гостей — тоже “минусовая” история, если они будут платить дополнительные деньги. Мы сейчас соревнуемся с другими регионами в рамках одной страны, и если мы боремся за туристов, то зачем усложняем поездку к нам? Будем честны, люди не стали богаче, им сейчас не просто. В Петербург много едут из глубинок, регионов — даже лишние 50, 100 рублей —это уже деньги. Получается увеличение стоимости приезда в наш город.
Если оплату снова будут брать с бизнеса, тогда это будет «зашито» в стоимость проживания. Очень много вопросов и сомнений . Точно нужно будет думать, как логично обосновать гостям, почему цена на проживание стала выше”.
Ирина Суслова, коммерческий директор Catherine Hotels, Санкт-Петербург:
— Вопрос о введении курортного сбора в Санкт-Петербурге неоднозначный. С одной стороны, городу, конечно, не помешают дополнительные средства, направленные на поддержание объектов культурного наследия, которых в Санкт-Петербурге предостаточно. С другой стороны, введение дополнительного сбора сверх стоимости проживания в отеле может негативно сказаться на бюджетном госте, для которого даже лишние 100 рублей в день имеют значение.
Конечно, путешественники, выезжающие за границу, уже давно привыкли к туристическим сборам в 1-2 евро в день в крупных городах Франции, Испании и Италии. Но, все же, там речь идет о туристе, имеющем средства на заграничные поездки.
Опять же, до сих пор непонятно, сбор будет составлять фиксированную сумму в размере 50-100 рублей в день или, скажем, 3% от стоимости проживания в отеле. Это очень важно, так как стоимость проживания в таком сезонном городе как Санкт-Петербург сильно варьируется в зависимости от сезона. И в какой-то период года сумма в 100 рублей может составлять 5% от стоимости проживания, что не привлечет в город ту часть гостей, для которых важна экономия, в том числе и на отеле. И не предпочтет ли гость в этом случае воспользоваться возможностью проживания в частных апартаментах, чтобы избежать уплаты сбора?
Наталья Паращенко, отельер, операционный директор Pet Friendly:
— Туристический сбор — это инструмент, который применяется в главных точках притяжения для туристов. Названия туристическому сбору дают разные: эко сбор, городской налог, туристический налог, но суть остается одинаковой — туристы, проживающие в объектах размещения региона, оплачивают небольшую сумму налога. Размер налога варьируется, иногда применяются ограничения по максимальной сумме. Например, на Мальте сумма экологического сбора не превышает 6 евро с человека.
При этом даже в тех странах, где налог взимают уже десять лет, под вопрос периодически ставится эффективность его распределения и инвестирования в дальнейшее развитие инфраструктуры. Например, в Каталонии, Испании, туристический сбор введен в 2012 году, и с тех пор регулярно обсуждаются схемы перераспределения сборов среди муниципалитетов, так как многие туристы проживают в Барселоне, но при этом посещают в однодневных поездках и соседние районы, что создает нагрузку на их инфраструктуру и, соответственно, необходимость инвестировать в ее поддержание и развитие.
В России эксперимент по взиманию курортного сбора производится несколько лет. Мой личный опыт говорит о том, что негатива со стороны гостей отелей было немного, так как сумма налога не была значительной по сравнению со стоимостью размещения.
Вопросы вызывал сам механизм отчетности: запрещено включать стоимость налога в стоимость размещения, принимать оплату одним чеком с любыми другими услугами, а о количестве дополнительной отчетности даже говорить не хочется. Некоторые крупные объекты размещения были вынуждены нанимать сотрудников только для ведения отчетности. Также остаются вопросы к эффективности расходования средств. Те проекты благоустройства, которые были анонсированы и реализованы на средства курортного сбора, на мой взгляд, не всегда способствовали росту привлекательности региона.
В целом, я считаю, что инструмент хороший, способ реализации необходимо обсуждать с профессиональным сообществом, а также согласовывать проекты, в которые будут инвестированы собранные средства.
Евгений Терентьев, Президент РАСКУ «Санатории Татарстана»:
— Пока это касается только нескольких курортных регионов, но уже сейчас рассматривается вопрос, чтобы в любом регионе России органы власти могли по своему усмотрению вводить курортный сбор.
Все зависит от ситуации на местах. Как это будет администрироваться, насколько тяжело будет финансовое бремя администрирования и сбора этих средств, ну и главный вопрос – каким образом будут расходоваться собранные средства, и на какие цели пойдут. Если они действительно пойдут на развитие курортной территории и инфраструктуры, то почему бы и нет.
Опыт Белокурихи, опыт Краснодарского и Ставропольского края показывает, что собранные средства действительно используются на благоустройство территорий, парков, организации красивого и приятного общественного пространства. Если создавать действительно лучшие условия в регионе, новые места для прогулок и отдыха, то почему бы и не ввести этот сбор?
Вопросы и сомнения, как мы видим, у многих наших экспертов схожи. В первую очередь важно, чтобы взимание средств происходило по удобной и отлаженной схеме, не приносило дополнительных организационных и финансовых проблем менеджерам и собственникам гостиничных объектов, а также, чтобы «курортные деньги» действительно приносили своему региону пользу и дополнительное, видимое всеми, туристическое процветание. Ведь именно на развитие туристической инфраструктуры собирается налог.