
Что такое тур-код города и причем тут маркетинг? Рассказываем. Автору статьи, как продуктовому маркетологу в индустрии гостеприимства, довелось побывать в десятках курортных городов и с разных точек зрения оценить их маркетинговые стратегии по привлечению туристов. Тур-код — не крымская разработка, а первый его прообраз появился в Крыму еще в прежние времена. Но то, что делают с крымскими курортными городами сейчас — это по-своему уникально.
Тур-код города: как реализован в Алупке
В Крыму три курортных города имеют свой тур-код: Евпатория, Феодосия, Алупка. В Евпатории (бывшей всесоюзной детской здравнице) в свое время появился проект «Малый Иерусалим» — исторический маршрут, архитектурно оформленный в определенной стилистике и включающий в себя, в том числе старинные достопримечательности разных религиозных конфессий.

Аналогичную работу, но гораздо более масштабную, теперь провели в южнобережном курортном городе Алупка. Он примечательна тем, что там расположен Воронцовский дворец и красивейший парк, созданные генерал-губернатором Новороссии графом Михаилом Семёновичем Воронцовым. Упомянутый туристический объект привлекает миллионы посетителей, но одним им сыт не будешь. К тому же Алупка основана в 960 году — это один из древнейших населенных пунктов Крыма и у города богатейшая история.
И вот в 2024 году Алупка заслуженно получила свой уникальный тур-код. Центр города (улица Фрунзе) был оформлен в единой дизайнерской концепции. Вышло захватывающе красиво.
Точка отсчета
Начать путешествие по обновленному центру курорта можно со стороны Южнобережного шоссе или со стороны Воронцовского парка. Я рекомендую зайти со стороны шоссе, чтобы закончить осмотр возле одного из входов в парк и дальше пойти гулять по нему.
Здесь бессмысленно говорить, на что обратить внимание, смотреть нужно всё. Красив каждый уголок, и когда идешь по улице голова крутится чуть ли не на 360 градусов.

При входе на улицу Фрунзе гостей встречает ландшафтная композиция с каскадным водопадом, смотровой площадкой и уютным ресторанчиком. Здесь обязательно нужно задержаться, чтобы сделать фотографии, выпить кофе или прохладительных напитков.
Тур-код города: 108 ступенек
Далее по маршруту старинные здания, которые в дореволюционные времена принадлежали богатейшим купцам, крымской и питерской аристократии. Алупка спускается к морю амфитеатром, здания расположены на улицах-террасах на разных уровнях. Две такие улицы соединяет живописная лестница на 108 ступенек.


Некоторые особняки, хоть и были национализированы после революции, сохранили свою архитектурную уникальность. Одно из таких строений — Дача А.В. Аладьиной, построенная в 1880-х годах. Впоследствии из нее сделали урологический санаторий — единственный в СССР, где лечили туберкулез мочеполовых органов.
Дизайн-код улицы
Дальше — интереснее. Каждое здание невероятно красиво оформлено. Обращают внимание множество деталей, которые формируют особый дизайн-код улицы Фрунзе. Например, гроздья искусственного винограда, которые выглядят совсем как настоящие (отсылка к тому, что Крым – винодельческий регион).

Здесь даже чебуречная имеет столетнюю историю. Согласитесь, гораздо интереснее покушать чебуреки там, где еще до революции тоже была закусочная, и угощали традиционным крымскотатарским кофе с национальными блюдами. На чебуречной можно даже увидеть фотографии как она выглядела в 1880-х годах XIX века. Это позволяет прочувствовать аутентичность этого места, буквально прикоснуться к истории.
Тур-код города: в историю с биноклем
Исключительно необычная «фишка» тур-кода города – смотровые бинокли, с помощью которых можно увидеть, как выглядел конкретный участок улицы в период Российской Империи.

А вот, пожалуй, самое красивое в России отделение одного из банков. Несомненно, банки императорской России выглядели примерно так же.

Тур-код города и гостиничный бизнес

История владельцев некоторых зданий потрясает. Например, бывшая гостиница Телепчи. Ее бывший собственник — один из самых богатых крымских татар южного берега Крыма в дореволюционной России.
Он принял православие, жертвовал деньги на детский санаторий, отдал часть своей земли под православное кладбище, земскую школу, финансировал строительство православного храма.
Очень необычно для человека, рожденного в мусульманской семье и много лет исповедовавшего ислам. В бывшей гостинице Телепчи и поныне расположен отель.
Юмор как маркетинговый ход
Ну и какой же тур-код без шуток. Оформление витрин торговых точек — это самый что ни на есть маркетинг. И он должен привлекать внимание, быть не скучным, и запоминающимся. На улице Фрунзе можно гулять весь день. Хотя она небольшая, но там можно многое посмотреть, посидеть в разных тематически оформленных кафе и ресторанчиках, почитать исторические справки об Алупке на красивых стендах, попробовать кофе, который подают в турках, продегустировать уникальное крымское вино, да и просто послушать цикад. А дальше продолжить вдохновляться Алупкой в Воронцовском парке.

Тур-код работает, как магнит. Они притягивает людей, которые уже были в Алупке, но теперь приезжают посмотреть на нее с другой точки зрения. Теперь очередь за известным курортом Саки, где в 2025 году будет создаваться тур-код «Город Саки — источник силы и здоровья».
О маркетинге загородных и курортных отелей пойдет речь и на традиционной осенней конференции «Загородные отели: управление, маркетинг, сервис», которая пройдет в Петербурге 2-3 октября.