
Не зря говорят, что морские офицеры — это элита вооруженных сил. Они востребованы и после выхода в запас, на гражданке. Еще бы! С таким набором качеств, как порядочность, чёткое выполнение поставленных задач, умение находить оптимальные решения в сложных ситуациях, максимальная организованность и субординация. Все это было всегда очень нужно в индустрии гостеприимства. Поэтому неудивительно, что Игорь Нестеренков, генеральный директор УК «Максима Хотелс», который к тому же обладает серьёзными коммуникативными навыками, быстро освоился, будто всю жизнь был связан с отельным бизнесом…

Военно-морское прошлое
— Игорь, расскажите, что привело Вас в отельный бизнес?
— Всё произошло абсолютно случайно. Ведь изначально я трудился в совершенно другой сфере. И когда собственники компании, где я работал, в 2004 году вошли в отельный бизнес, они уже в 2005 году позвали меня к себе в команду в качестве управленца.
— А чем Вы занимались до этого?
— Вообще свою первую специальность я получал в военном училище. Точнее, в Петергофском училище радиоэлектроники, где отучился 5 лет, получил звание и квалификацию военно-морского инженера. Поэтому люблю Петербург, и каждый год после окончания училища там бываю. После того, как уволился в запас, моя работа была связана с АЗС. Я управлял 25 заправочными комплексами.
Первые шаги в отельной сфере
— Каким Вам показался гостиничный бизнес после военно-морского флота?
— Я сразу понял, что это безумно интересный, многогранный бизнес. Мы, отельеры, умеем разбираться во всем, что касается работы гостиницы: от инженерных коммуникаций до продаж, маркетинга, бюджетирования финансового планирования.
— Как проходило Ваше становление на новом поприще?
— Естественно, поработав какое-то время в отеле, понял, каких знаний мне не хватает и поступил в Академию Внешней Торговли, где получил второе высшее по специальности стратегический менеджмент. Но это был уже осознанный шаг, после 4 или 5 лет работы в отелях. Сначала примерил на себя пиджачок, понял, где он поджимает, подучился, и пошил новый по размеру.

Игорь Нестеренков про уроки бизнеса
— За без малого 20 лет в индустрии гостеприимства, чему она Вас научила?
— Изначально у меня было умение общаться с людьми и навыки управления. Правда отельный бизнес научил немного сглаживать углы. А еще я стал стрессоустойчивым. Ведь если в армии и на флоте все понятно, как впрочем и в бензиновом бизнесе, то в индустрии гостеприимства, с учетом роста номерного фонда и туристического потока, по-военному к решению вопросов не подойдешь. Важно быть гибким и стрессоустойчивым, понимающим и суть бизнеса, и природу людей.
— Что самое сложное, на Ваш взгляд, в современном отельном бизнесе?
— Не открою тайну, если скажу, что это отсутствие квалифицированного персонала. Да и в принципе людей, которые хотят связать себя с индустрией гостеприимства. Потому что, даже если у человека отсутствует опыт, но есть желание стать отельером, его можно обучить. Я, например, пришел в гостиницу, не понимая, что это такое. Но потом со временем понял: меня привлекает сфера гостеприимства. Начал вникать в детали. Погружался в разные вопросы, было любопытно, как можно построить гостиницу, что нужно для ее реновации.
Так, я прошел путь от первого объекта, куда я пришел абсолютно без опыта, и где мне помогали коллеги, до строительства отеля Maxima Домодедово и загородного многофункционального комплекса Maxima Park. И могу гордиться этими проектами.

Кадровый голод и отельный график
— Игорь, как Вы думаете, почему сейчас таких людей не хватает?
— Не все готовы жертвовать собой и работать в сервисе. Да еще за такие деньги. Наверное, отели высокого сегмента и загородные проекты могут себе позволить платить хорошие зарплаты, но маржинальность гостиниц категории «три звезды» невелика. Потому нежелание работать в индустрии гостеприимства и небольшие зарплаты на старте, приводят к дефициту кадров.
— Насколько Вам самому было трудно привыкнуть к классическому отельному график «24/7»?
— Это далось абсолютно легко. Я был воспитан на этом графике. Когда погружаюсь куда-то, 24/7 — мое нормальное состояние, привычная история. Мне хуже, когда не пишут, не звонят, не спрашивают совета. Честно говоря, психологически чувствую себя некомфортно, когда коллеги решают задачи самостоятельно, но в душе я счастлив. Ведь я смог выстроить рабочий процесс так, чтобы результат был достигнут, а сотрудники при этом не писали, не звонили после 18:00. И так получается не потому, что они боятся, а потому что сами решают задачи.
У нас в компании есть, например, несколько операционных директоров, которые работают на два отеля. И если они считают правильным рассказать мне что-то, то присылают сообщение в мессенджер или делают это уже в рабочее время. К слову, мой день начинается в семь утра и заканчивается примерно в восемь вечера. И мне такой график нравится. Я получаю удовольствие.
— Как Ваши родные, друзья и близкие го воспринимают?
— Супруга поддерживает, и я благодарен ей за то, что она с первых дней совместной жизни всегда и во всем мне помогала. Я чувствовал надежный тыл. Двое моих сыновей — и старший и младший — в свои золотые годы, когда им было по 12-14 лет, больше воспитывались мамой.
Что касается друзей, то они нередко пользуются моим служебным положением (улыбается). И радуются тому, что я могу им предложить скидки на проживание в наших отелях и посещение ресторанов. И с удовольствием становятся гостями проектов под брендом Maxima Hotels.
Игорь Нестеренков — человек-бренд
— Ради чего стоит ехать именно к вам?
— Во-первых, наши гости будут любимы. И несмотря на то, что отели разные, они работают по единым стандартам. Поэтому, приезжая к нам, человек получит качество обслуживания определенного уровня. И это касается всего: проживания, питания и т.д. Я всякий раз, читая отзывы, вижу, что гости отмечают: выбирая любой отель Maxima Hotels, они заранее понимают, какое количество услуг будет им оказано. И в отеле Maxima Домодедово, выполненном в стиле casual (добрый, домашний, где гости часто ходят в тапочках), и в гостинице Maxima Заря человек увидит одни и те же стандарты. И это важно.

Кстати, меня коллеги называют «человек-бренд». Я ношу футболки с нашим брендом, специально их когда-то заказывал. Одно время даже свою машину брендировал. Поскольку люблю автопутешествия и уже немало колесил и по России, и по Европе, всегда стараюсь нести бренд.
— Что для Вас отель?
— Это мой дом, моя семья. Помню, когда получал второе высшее, у нас была лекция на тему «Тайминг дня». Мы тогда посмотрели сколько времени проводим на работе, в дороге и дома. Оказалось, что в семье, со своими родными и близкими, находимся даже меньше, чем на работе.
Мысли вслух
— Сколько раз за прошедшие 20 лет Вы пожалели о том, что пришли в отельный бизнес?
— Впервые это произошло, пожалуй, в 2008-2009 годах, когда случился известный кризис. В тот момент я слабо разбирался в отельном бизнесе. И, честно говоря, даже благодарен тому периоду за то, что с меня слетел пух так называемого профессионального отельера. Хотя я работал в индустрии на тот момент уже больше двух лет. Помню сидел, и не знал, что делать дальше. А в отелях загрузка 15-20%. Но потом научился. Благо удалось собрать хорошую команду. И вместе мы прошли кризис.
А был еще и 2014 год. Не то что бы тогда пожалел о своем решении связать жизнь с индустрией гостеприимства. Однако задал себе вопрос: «Игорь, зачем ты сюда пришел?!». Но даже в тот момент я понимал, как будем работать.
Вообще скажу так: гостиничный бизнес — это лакмусовая бумажка экономической, внешнеполитической и внутриполитической ситуации. Как только в жизни происходят какие-то изменения, отельный рынок тут же на них реагирует. Меняется спрос на отели, интерес к путешествиям.

Игорь Нестеренков о себе
— Без какого качества характера Вас невозможно представить?
— Я человек открытый. Многие наши гости со временем стали моими хорошими знакомыми. К сожалению, такие отношения всегда зарождаются в результате конфликта. Потому что, если у гостя всё хорошо, он никогда не потребует вызвать руководителя отеля. Плюс у меня есть не проходящее желание помочь. Уверен, что мои друзья точно знают: если нужно что-то решить, стоит обратиться ко мне, я и всегда помогу.
— Чем наполнен Ваш день вне работы?
— Вечер стараюсь посвятить семье. Правда дети уже выросли. Старший сын — самодостаточный тридцатилетний человек, врач по профессии. Поэтому в основном переписываемся. А младший сейчас работает в ресторанном менеджменте, параллельно еще и учится на технолога общественного питания. Но когда его удается «поймать» дома, то общаемся (улыбается). В выходные я путешественник. И многие выходные уже расписаны наперед. Каждый месяц у меня должна быть «информационная вылазка». Кроме того, стараюсь, как можно чаще встречаться с друзьями.
— О чем попросите высшие силы, зная, что желание сбудется?
— Попрошу даже не для себя, а для всех: чтобы не было войн на Земле. Это самое главное.
P. S. В 2024 году Игорь Нестеренков стал номинантом профессиональной премии Hospitality People.