1. Home
  2. Интервью
  3. Татьяна Яцына: «Люди — это главное»
Татьяна Яцына: «Люди — это главное»

Татьяна Яцына: «Люди — это главное»

29
0

Она — обычная горничная в роскошном отеле на Манхэттене. Привлекательная девушка с неясными перспективами. По крайней мере, до встречи с молодым миллионером. Финал мелодрамы известен всем. Вот только интересно, как бы сложилась судьба героини Дженнифер Лопес, если бы ее карьера начиналась с той же позиции, но в маленьком отеле. И … на Соловках. Татьяна Яцына, делавшая первый шаг в профессии именно там, сегодня возглавляет Kentron Boutique Hotel в Петербурге. А в прошлом году стала номинантом на премию Hospitality People 2024.

«Госпожа горничная» по-русски   

— Свою карьеру я начинала с позиции горничной. Причем работала сутками в прямом смысле слова. Практически, не обращая внимания на время. И было это в далеком уже 2003 году. А отель находился в очень интересном месте — на Соловецких Островах. Рядом с захоронениями лагеря СЛОН. Точнее, в лесу, на болоте. Именно в таком проекте я отработала три сезона. А еще ранее там прошла часть моей жизни. И именно там у меня был первый карьерный рост. От горничной до администратора. Правда, исполняла я тогда обязанности сразу нескольких сотрудников: и прачки, и администратора, и менеджера по продажам. Помню, когда работала прачкой, то белье надо было собрать, выстирать, высушить на болоте, а потом еще и выгладить ночью. Поэтому фактически сутки проводила на ногах. И руки при этом заняты. Вот такая интересная история. Опыт был достаточно жесткий, я бы сказала. Работа была сезонная: с конца мая по начало осени. И так три года подряд.

Зато там совершенно потрясающая природа, незабываемое северное сияние августовскими ночами. И гости были очень интересные. Кроме того, в перерывах я прошла обучение на администратора гостиничного хозяйства. Дело в том, что, когда стала горничной, у меня не было профильного образования. А вообще, по первой специальности я бухгалтер на промышленном предприятии. Но так сложилась жизнь, что осталась без работы. И выбора особо не было, как только пойти в горничные.

К тому времени я уже жила в Архангельске, куда приехала по окончании школы. Там же получила образование. И вот мне в не самой простой жизненной ситуации предложили вернуться на остров, туда, где прошла большая часть моей жизни на тот момент. На Соловках я прожила 10 лет своей школьной жизни. Предложили поработать в качестве горничной. Я согласилась.

— На этом можно интервью заканчивать. Тринадцать лет на Соловках… Интересно, как развивались события дальше?

Татьяна Яцына о первых шагах в Петербурге  

— Через три года вместе с мужем переехала в Петербург, где начала искать работу по профилю. Меня пригласили в сеть отелей в центре города. Тогда, в 2005 году, как раз открывался очередной проект этой компании на Невском проспекте. Там я проработала 1,5 года.

— Чем Вам запомнилось то время?

— Тем, что было много гостей из мира искусства, творческой среды. И самое яркое впечатление осталось у меня от встречи с Чингизом Айтматовым. Мы его произведения еще в школе изучали. А тут, представьте, я его принимаю в отеле, кормлю булочками.  

Позже меня перевели в другой отель этой же сети, еще на год.

А потом собственники сети взяли под свое управление отель «Самсон» в Петергофе, и для меня это стало переводом и повышением одновременно.  Правда компания проработала там недолго. Что-то не срослось. И, так как на моем месте в прежнем отеле уже работал другой человек, то мне пришлось остаться в «Самсоне».

Но всё, что не делается — к лучшему. Ведь профессиональный рост произошел у меня именно в Петергофе. И надо сказать, работа была очень интересной. Пришлось потрудиться на разных должностях: от старшего администратора и менеджера по продажам до исполнительного директора и директора по развитию. Всё просто: сначала есть определенная должность и объем работы, потом добавляют обязанности и переводят на другую должность. Благо, перевод почти всякий раз дополнялся повышением в финансовом плане.

Плюс – пока работала в Петергофе, закончила Институт Управления в Москве и получила диплом по гостиничному менеджменту.

Дорога как часть жизни

— А что было потом?

— В отеле «Самсон» я проработала 9,5 лет. Причем жила в Петербурге и каталась на работу каждый день по полтора- два часа в одну сторону. Но это было классно!

— Почему?

— За это время я прочла массу книг, что мне по душе. Кроме того, связала много носков и шарфов из шерсти (улыбается).

Однако потом настал момент, когда дочь отучилась в школе, и ей нужно было поступать в ВУЗ. Тогда я подумала, что пора менять работу и найти что-то поближе к дому. Поэтому мы и расстались с проектом. Правда, очень хорошо. А далее судьба привела меня в замечательный отель «Мартин». Надо сказать, я всегда хотела попробовать свои силы в качестве управляющего именно в малом отеле.

—Не разочаровались?

— Нет, что вы! Более того, прошла потрясающую профессиональную школу, проработав там более 5 лет. После этого через некоторое время поступило предложение возглавить Kentron Boutique Hotel. Так, спустя два десятилетия, я снова вернулась на Невский проспект.

Уроки отельного бизнеса

— Татьяна, за то время, пока Вы связаны с отельным бизнесом, какой главный урок он дал?

— Не быть преданной там, где этого не ценят. 

— Кем сложнее работать горничной или генеральным менеджером?

— Конечно, генеральным менеджером! Поскольку я, работая в отеле, совмещала функции руководителей разных подразделений, могу сказать должность генерального менеджера — самая сложная. Потому что, если серьезно подходить к своим обязанностям, то это большая ответственность. Ведь приходится отвечать и за гостей, и за персонал, и за проект в целом. Причем во всех смыслах. И при этом всегда находишься между двух, а то и трех огней. У тебя есть собственник, которому важны финансовые показатели проекта, есть гости, которые должны быть довольны, и есть персонал, который должен хотеть ходить на работу, что очень важно.

Вообще, мой принцип руководителя подходит не всем собственникам. Поэтому мне бывает трудно.

— Поясните, пожалуйста…

— Знаете, есть выражение: «Кадры решают всё».  Полностью с ним согласна. Считаю, что персонал — это основа основ отеля. Люди — это главное. Если не будет людей, не будет ничего! Поэтому очень важно думать о сотрудниках, о их комфорте и учитывать их интересы, уметь сохранить свой персонал. Необходимо постоянно контролировать ситуацию на рынке, отслеживать происходящие изменения. Как показывает мой опыт, не все владельцы бизнеса готовы к такому подходу и способны принять подобную позицию.

Татьяна Яцына о роли генерального менеджера

— В чем видите предназначение генерального менеджера?

— Его задача — суметь сбалансировать интересы собственника отеля и его команды.

— А чего категорически делать нельзя?

—  Бездумно выполнять распоряжения собственника. Если пойти по этому пути, то есть риск потерять уверенность в себе, занизить собственную самооценку, как профессионала. Просто делать так, как сказал владелец отеля, не заморачиваясь, это точно не моё. Необходимо выстроить работу в тандеме.

Выгорание и перезарядка батареек

— Вспомните самое непростое решение, которое Вы принимали, работая в индустрии гостеприимства.

— Труднее всего было уйти в «никуда». Такое случилось со мной однажды. Выгорание подкралось незаметно и заявило о себе в полный рост. Поэтому мне срочно был необходим чистый воздух. Чтобы передохнуть, остановиться, разобраться, ощутить свой «миг в этом мире бушующем» (улыбается).   

—  Сколько раз у Вас опускались руки и хотелось уйти из отельного бизнеса?

— Такое точно случалось. Поскольку выгорание никто не отменял.

— Как удается перезарядить батарейки?

— За счет смены обстановки. Очень помогают путешествия, пусть даже самые маленькие. По России, по Ленинградской области, по Петербургу. Даже прогулки по парку помогают. Все выходные провожу в парках, когда нет возможность уехать далеко.

Татьяна Яцына о себе  

— Главное качество характера, без которого Вас невозможно представить?

— Честность и бесконечная, беспрестанная борьба за справедливость.

— В наше время с этим жить непросто.

— Не то слово. А что делать? Пытаюсь убедить себя, что пора остановиться, но пока не удается (улыбается).

— В каком графике живете?

— Если говорить о моем опыте за 20 лет в отрасли, восьмидневная рабочая неделя — для меня норма. И 24/7 или даже 25/8 — уже привычная история. Хотя со временем постепенно ситуация меняется.

— О чем попросите высшие силы, зная, что желание сбудется?

— Мира. Внутри и вокруг нас.