Первые шесть месяцев нынешнего года ознаменовались рядом событий, которые так или иначе повлияют на дальнейшее развитие отельного бизнеса в нашей стране. Часть из них уже можно назвать трендом. Едва ли не самый заметный тренд — массовый исход зарубежных отельных брендов. Мы поинтересовались у нескольких известных в отрасли экспертов, как они оценивают данное явление. И вот, что услышали.
Алексей Мусакин, генеральный директор УК Cronwell Hospitality Group, член Совета директоров Cronwell Hotels&Resorts:
— По моему мнению, больше двух лет накапливалось недовольство собственников отелей, работавших под международными брендами. Владельцы активов все чаще задавались вопросом, за что они перечисляют деньги?
В понимании многих уже оказанные услуги ничего не стоят, ведь за них уже заплачено. Речь о внедрении стандартов, обучении персонала и т. д. Далее собственник отеля по идее платит за привлечение гостей, причем по более низкой стоимости (скажем, сотрудничество с Booking.com обходилось дешевле на несколько процентов). Плюс центральный офис бренда давал по своим каналам некоторое количество «корпоратов», которых, возможно, без помощи бренда не было бы. А сейчас нет ни Booking.com, ни корпоративного туриста из-за рубежа. Со всеми вытекающими последствиями. Это гипотеза, официального подтверждения которой пока нет. Но факт остается фактом: зарубежные бренды массово покинули российский рынок. Остались единицы. И у них на то есть причины. У каждого свои. И, допускаю, они достаточно веские.
Вадим Прасов, управляющий партнер УК «Альянс Отель Менеджмент», вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России:
— Понятно, что практически все зарубежные управляющие компании приостановили деятельность в части дальнейшего развития на территории нашей страны. Хотя, на мой взгляд, это чисто формальная история, поскольку ни один из брендов в это самое развитие ни копейки не вкладывал. Да, они прекратили общение с теми инвесторами, которые строят свои объекты. Ну и что? Стройка ведь из-за этого не встала.
Другой момент — операционная деятельность. Marriott и Intrercontinental Hotel Group — две большие структуры — заявили о том, что покидают российский рынок. Но даже эту ситуацию я бы расценивал как пограничную.
Что будет дальше? По большому счету, ничего особенного, поскольку потока туристов из-за рубежа сейчас нет, а наши люди воспринимают наличие брендов или их отсутствие достаточно спокойно. Тем более, что по факту это те же отели, находящиеся там же, где и раньше. Да, произошла смена вывески, пересматривается подход к каналам продаж. Часть зарубежных генеральных менеджеров уехала. В то же время, собственникам отелей не нужно теперь платить за централизованный маркетинг, за управление. По сути, на первый план (по степени важности) выходят результаты, которые данные объекты сейчас демонстрируют, и то насколько такие отели способны к самостоятельной жизни. Посмотрим. Я встречал владельцев, жаловавшихся, что зарубежный бренд не в полной мере отвечал их ожиданиям, что называется, не тянул. Однако теперь, когда вроде бы настала свобода, у тех же собственников возникла легкая ностальгия по ушедшему бренду. Впрочем, абсолютно счастливых отельеров не бывает. Я, по крайней мере, еще не встречал тех, кто всем доволен и считает свой проект идеальным.
Что делать с доставшимся «трофейным» активом? Каждый волен принимать собственное решение. В одном я абсолютно уверен: в России достаточно управляющих компаний, которые профессионально делают свое дело. И нет такого, что с уходом зарубежных операторов упало качество оказываемых услуг, ниже стал уровень сервиса. По-моему, это чушь! Всем, кто не верит, рекомендую съездить в США. На мой взгляд, вот, где дно. Это яркий пример худшего соотношения цены и качества. Однако практически все глобальные бренды родом оттуда, и там фактически 100% отелей брендированы.
Допускаю, что есть люди, которым хочется рвать волосы на всех частях тела и говорить, насколько у нас всё плохо и будет хуже. Я смотрю на ситуацию иначе: есть задача и мы ее выполняем. У нас достаточный опыт по работе с разными проектами: и с брендами, и без них (в стройке). Причем инвесторы везде российские. Я уверен: и в одном, и в другом случае отели в состоянии развиваться. Было бы желание. А то, что некоторые собственники брендовых отелей в России отказываются снимать вывеску после ухода с рынка оператора, так это объяснимо. Ведь, по сути, своими действиями собственник говорит: я построил отель по требованиям известного бренда, вложил большие деньги, соблюдал все договорные обязательства, почему вы ставите меня перед фактом, заявляя об уходе из страны? Тем более, текущая ситуация прописана далеко не во всех контрактах, как возможная причина для разрыва договора. Если это делается в одностороннем порядке, будьте добры компенсировать убытки и издержки.
И, собственно, нежелание менять название является формой компенсации. Даже при не работающей программе лояльности и перекрытых каналах электронных продаж бренда. Не исключаю, что треть рынка предпочтет сохранить бренд. Однако, повторюсь, есть и те, кто считает, что бренд не давал им никаких ощутимых преимуществ ни в плане продаж, ни в плане стабильного потока лояльных гостей, ни в бронировании по линии бренда (а сейчас всего этого вообще не стало).
При этом у собственников лишние инвестиции на старте, неоправданные операционные затраты, нулевые доходы по линии бренда. Естественно, в такой ситуации они хотят дальше двигаться как независимый отель.
Андрей Петелин, генеральный директор УК «СИТИТЕЛЬ», генеральный директор отеля «Санкт-Петербург»:
— Уход большинства западных отельных брендов с российского рынка на себе почувствовали, прежде всего, крупные отели, либо находившиеся под управлением, либо работавшие по договору франшизы. Ситуация непростая. Кто-то сразу заявил о своем намерении покинуть нашу страну и ушел, другие продолжают работать и не делают резких заявлений. Есть и те бренды, которые заняли половинчатую позицию: об уходе заявили, но так пока остаются.
С другой стороны, если российский отель работал под ушедшим с рынка западным брендом и продолжает настаивать на своем намерении его сохранять, то возникает конфликтная ситуация, которая, скорее, находится в рамках правового поля.
Кстати, на мой взгляд, сокрушительного удара по рынку уход западных управляющих компаний не нанес и не нанесет. Поскольку они в первую очередь везли в Россию собственно бренды (вывеску). А вот с точки зрения отельного менеджмента, никаких особых know how у этих компаний в принципе нет. Да и в тех отелях, которыми они управляли, уже, как правило, работает локальный персонал. Сейчас редко в каком отеле можно встретить иностранного генерального менеджера. Они остались разве что в «пятерках», и то не везде. Поэтому, даже с уходом рынка бренда, та же команда может спокойно продолжать работать, пусть и под другой вывеской. Допускаю, что для лояльных бренду клиентов, подобный поворот — определенная проблема. Возможно, человек потратит лишнее время на поиск интересующего его отеля. Не исключаю также проблем из-за отмены программ лояльности, которыми пользовались некоторые корпоративные клиенты, но радикально на деятельности отелей это не повлияет.
К тому же, во время пандемии мы уже столкнулись с резким падением турпотока из-за рубежа. Поэтому нельзя сказать, что маркетинговые возможности брендов реализовывались в полной мере. С продажами аналогичная история. Давайте скажем прямо: последние годы централизованные офисы продаж, как правило, находящиеся в Европе и США, особых результатов не давали. Да, можно говорить об имиджевых, репутационных, маркетинговых потерях, но рынок уже несколько лет как стал ориентирован на внутренний спрос и не понесет серьезных потерь от ухода западных УК.
Как бы там ни было, в большинстве случаев собственники, и зарубежные управляющие компании расстаются корректно и цивилизованно, и в некоторых случаях бренды еще и компенсацию выплачивают за расторжение договора.
А есть компания ACCOR серьезно представленная в России. Она не делает резких заявлений, просто продолжая работать.
В целом, нынешняя турбулентность открывает новые возможности тем игрокам, которые остаются на рынке. Причем часть собственников тех же «пятерок» по-прежнему стремится работать под западным брендом, желая в имиджевых целях сохранить международную узнаваемость. И потому, в случае потери одного, не исключаю, будут искать другой. А это опять же шанс для тех иностранных брендов, которые остались на нашем рынке. И не только для них, но и для российских управляющих компаний, ищущих пути увеличения своего портфеля за счет новых объектов.
Николай Филатов, генеральный директор ZONT Hotel Group:
— Что касается ухода международных брендов, есть три основных момента. Первый: в целом для рынка с точки зрения доходности, на мой взгляд, это не имеет большого значения. Рынок как был так и есть – отели как работали, так и будут работать. Второй: уход операторов, конечно, повлиял на те отели, которые работали под международными брендами. Есть потери, но в связи с тем, что международный сегмент в наше время неактивен, они незначительны. С учетом экономии на платежах за управление международной компанией потери в пределах 5-7% от revenue. Если говорить конкретно о нас, один из наших объектов лишился бренда (Crowne Plaza Moscow-Tretyakovskaya – прим. ред.), падение по выручке составило порядка 10%, а общее падение – около 4%. Третий момент: эта ситуация на руку российским управляющим компаниям. Они сейчас будут развиваться, в первую очередь крупные.
Словом, тема для обсуждения интересная и вполне заслуживает внимания.
Продолжение следует…