Как гласит народная мудрость: «Всё новое — это хорошо забытое старое». И вот почему я ее вспомнил. Недавно наткнулся на очередной пост моего коллеги про девелопмент, точнее, про разработку «уникальной» концепции развития одного участка земли, объединяющей гостиницу и коттеджи на продажу.
Девелопмент и «новаторские» идеи
Перед этим, различными землевладельцами и девелоперами активно обсуждалась «новаторская» модель построения гостиничного бизнеса по примеру азиатских кондоминиумов, где каждый юнит или номер гостиничного комплекса — это, по сути, апартамент с кухней.
Такой апарт-отель, где каждый номер (юнит) может быть выкуплен каким-либо собственником, а потом передан по договору доверительного управления управляющей компании и приносит доход владельцу в его отсутствие.
А девелопер или владелец проекта может на раннем этапе оптимизировать свои капитальные затраты на его создание и снизить кредитную нагрузку.
История отрасли и девелопмент
В 2016-м году нашей компанией предлагалась модель смешанного средства размещения, совмещавшая современные многоместные номера с едиными удобствами на этаже, гостиничные номера классического формата с индивидуальным санузлом, коворкинг, общую кухню-столовую с единой комнатой для досуга по формату коливинга, кофейню для проживающих и место для проведения деловых встреч, ивент-пространство и т.д.
В это же время, французский гостиничный оператор Accor успешно запустил две разработанные гостиничные концепции для мегаполисов.
Первая — Ibis Budget (для непритязательных гостей и современной молодёжи от 18 до 25 лет). Вторая — современный гостиничный комплекс, объединяющий под одной крышей 3 формата: апартаменты для долгосрочного проживания, эконом-бренд и наиболее востребованный на рынке.
Всё вышеупомянутое — успешно работающие по сей день городские форматы. Загородный отдых стоит особняком. Однако всем известны современные тенденции, которые ярко проявляются, как в мире, так и внутри нашей страны.
Девелопмент и реалии рынка
При этом деньги дорожают, но спрос на путешествия и отдых был и есть всегда. Более того, сейчас (в свете ежесекундно меняющейся мировой и не только обстановки) он, на мой взгляд, стабильно растёт. Особенно это относится к внутреннему туризму.
А если есть спрос, нужны предложения. Причем выгодные не только с точки зрения получения стабильного дохода после их вывода на рынок, но и в плане создания.
В 2009 году было повсеместно принято использовать концепцию создания любого объекта, исходя из финансовой модели Mixed-Use девелопмента.
Проще говоря, в едином здании или на одной территории «собрано» огромное количество генерирующих деньги и прибыль источников различной направленности.
И это как раз тот случай, когда математические правила по сложению слагаемых работают.
Я имею в виду офисы или аренду, средства размещения различной направленности и предприятия питания, жильё или апартаменты, фитнесс и прочие услуги.
То есть всё, что так или иначе может приносить прибыль и генерировать положительную финансовую динамику вашего объекта размещения.
Ставка на опыт, анализ и холодный расчет
Однако всегда важно помнить: любую концепцию или идею надо детально и скрупулёзно просчитывать, чтобы реализовать задуманное и не уйти в минус.
И здесь самое главное, на мой взгляд, спрогнозировать или угадать экономическую и финансовую ситуацию на момент запуска проекта. Плюс не забывать про политику и тренды.
А вот гадания по картам Таро не работают. Поможет только анализ, опыт и холодный расчёт, ну и кругозор.
Почему я взял в кавычки некоторые слова выше? Ответ — в названии статьи.
Цикличность и закономерность.
Тот подход, который был ОБЯЗАТЕЛЕН для ЛЮБОГО девелоперского проекта в 2009 году, сейчас опять в тренде и must have!
Андрей Волохов, управляющий партнер компании VAP Consulting