Мы уже писали о том, что ждет отели в плане налогов в 2025 году. Тогда свое мнение высказал отельер. А теперь настала очередь юриста. Слово Екатерине Семенец, практикующему юристу в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса.
Налоговая реформа как необходимость
Проведение налоговых реформ — мера необходимая практически в любой стране. Обсуждение таких изменений в нашей стране началось больше года назад. Как сказал председатель налогово-бюджетного комитета Андрей Макаров на встрече представителей государства и бизнеса, основной задачей было «сверить часы» и оценить, насколько у всех участников дискуссии совпадают взгляды на то, что такое «справедливая налоговая система».
И вот спустя год 8 августа 2024 года Президент России подписал финальный закон, приводящий налоговую реформу в фактическое поэтапное исполнение.
В обсуждении с коллегами и бизнесом я часто встречаю разрозненное представление о налоговых изменениях. Часто звучат вопросы: что происходит? как работать? коснется ли это моего бизнеса? где смотреть изменения?
Изменения действительно отследить сложно, так как налоговая реформа принималась поэтапно в отдельных законодательных актах на протяжении нескольких месяцев. Изменения внесены не только в Налоговый кодекс, но и в иные сопутствующие законы.
Поэтому в цикле статей хотела бы подробно прояснить новые налоговые обязательства как для бизнеса, так и для физических лиц, и самое главное — ответственность за налоговые нарушения. Ведь, как мы знаем, незнание законов не освобождает от ответственности.
Отели и изменения в законодательстве
Давайте сначала поговорим об изменениях, которые вступили в силу с 12 июля 2024 года. Их несколько.
Изменение первое: контролируемые иностранные компании (КИК) и контролируемые лица
Законодатель дал право налогоплательщикам, являющимся контролирующими лицами иностранной организации, уведомлять налоговый орган о прекращении участия в такой организации. Данное право предоставляется в случае, если в отношении него или КИК введены международные санкции (ограничения и запреты), которые привели к принудительному внешнему управлению.
Такое право зафиксировано для упрощения процедуры выхода участников из «подсанкционных» иностранных организаций. К КИК относятся иностранные организации, которые не являются налоговыми резидентами РФ, но бенефициарами которых являются организации или граждане РФ.
Изменение второе: IT-компании
В законе появилась отсылка к Порядку выдачи документа, подтверждающего отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратных комплексов.
Такой документ дает право на налоговые льготы для IT-компаний.
Законопроект был разработан Минцифры России, но пока еще находится в стадии обсуждения.
Изменение третье: государственные пошлины
Отменена государственная пошлина за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме, ином здании, сооружении. Раньше она составляла 200 рублей. Общим недвижимым имуществом признаются в том числе коридоры, лестницы, чердаки, инженерные сети, причем как для жилых, так и для нежилых помещений.
Отменена государственная пошлина за выдачу уведомления, подтверждающего, что в отношении культурных ценностей не нужно получать разрешение на вывоз из страны. Раньше пошлина составляла 3000 рублей.
Да, культурные ценности вывозить из страны просто так нельзя. Ограничения и виды таких ценностей установлены законами и подзаконными актами Минкультуры.
Освобождены от оплаты государственных пошлин ряд действий в отношении новых регионов, связанных с государственной регистрацией некоторых автомобилей и судов, выпуска акций, осуществление кадастрового учета.
Изменение четвертое: переход на УСН (упрощенную систему налогообложения)
Переход организации или ИП на УСН возможен, если по итогам 9 месяцев текущего года доходы не превысили 337,5 млн рублей (около 450 млн рублей с учетом коэффициента). Ранее лимит перехода составлял 112,5 млн рублей (около 150 млн рублей с учетом коэффициента). При этом изменилось понятие дохода при переходе на УСН. Если раньше доходы определялись как доход от реализации товаров или услуг и внереализационные доходы. То сейчас доходы определяются как сумма всех доходов, учитываемая при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за вычетом курсовой разницы и субсидий. Законодатели практически в 3 раза подняли лимит доходов для перехода на УСН, который начинает действовать уже в этом году.
Отели, налоги и сборы
А теперь расскажу про изменения, которые вступили в силу с 8 августа 2024 года.
Предоставление отсрочки или рассрочки по налогам и сборам
Уточнено, что предоставление отсрочек и рассрочек по налогам и сборам, начисление процентов, а также иных действий могут осуществляться только при условии вступления в силу решения о предоставлении такой отсрочки. Это значит, что нужно соблюсти все сроки на подписание дополнительных документов, такие как договоры поручительства, банковской гарантии, залога и так далее. Этот период может длиться до 30 дней.
Кроме того, к подтверждающим документам законодатель официально добавил справки оператора платформы цифрового рубля, информацию по счетам цифрового рубля. Еще раз законодатель подтвердил легальность использования цифрового рубля, в том числе при осуществлении бюджетных платежей.
Сроки направления налоговым органом требований об оплате задолженности
Если размер задолженности превышает 3000 рублей, налоговый орган должен направить требование об оплате не позднее 3-х месяцев со дня возникновения задолженности. А при задолженности от 500 до 3000 рублей — в течение 1-го года.
Соответственно при задолженности до 500 рублей требование может и не направляться. Но в любом случае пеня начисляется на любую сумму задолженности по налогам и сборам. Необходимо самостоятельно ее контролировать на налоговом счете.
Пени за задолженности по налогам и сборам
До 31 декабря 2024 года сохранился текущий размер пени — 1/300 действующей в определенном периоде ключевой ставки ЦБ РФ.
Налоговый мониторинг
Как и раньше, определенные организации вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, то есть проверить правильность исчисления и уплаты налогов.
Критерии по доходам и стоимости активов таких организаций снижены с 1 млрд до 800 млн рублей в год.
При этом определен перечень организаций, для которых такие лимиты не действуют. Это резиденты особых экономических зон, промышленных кластеров, государственные и муниципальные учреждения и иные.
Контролируемые иностранные компании (КИК)
КИК, которые не предоставили документы, подтверждающие размер прибыли, в налоговый орган, за определенный период могут быть освобождены от штрафов (до 1 млн рублей), если документы не предоставлены из-за санкций или действий недружественных стран.
Вне налогообложения
Введены типы сделок, доход по которым не попадают под налоговую базу. К ним относится передача благотворительными фондами, детскими образовательными организациями на безвозмездной основе движимого имущества или в пользование недвижимого имущества, а также эксплуатация и ремонт специализированными организациями такого имущества.
Кроме того, услуги по предоставлению в аренду автомобилей скорой медицинской помощи с водителем, а также услуги по перевозке бригад скорой помощи государственным и муниципальным медицинским организациям.
В законе также уточнено, какая материальная выгода не признается доходом, а значит и не облагается налогом. Например, выгода от беспроцентного периода по кредитной карте, экономия на процентах по кредитам вследствие использования программ господдержки и так далее с учетом установленных законом лимитов.
Уточнен и порядок расчета налоговой базы с привязкой к ключевой ставке ЦБ РФ, если такая экономия превышает лимиты.
Екатерина Семенец, практикующий юрист в сфере HoReCa