1. Home
  2. Статьи
  3. Мнение
  4. Санаторно-курортная отрасль: турпоток, цены, меры поддержки 
Санаторно-курортная отрасль: турпоток, цены, меры поддержки 

Санаторно-курортная отрасль: турпоток, цены, меры поддержки 

20
0

Санаторно-курортная отрасль показывает рост туристической заинтересованности. Так, в 2024 году, согласно данным Росстата РФ, отрасль продолжает развитие, несмотря на существующие вызовы. Согласно информации, в прошлом году россияне потратили на услуги здравниц более 2 трлн рублей, что на 17% больше, чем годом ранее. Однако количество санаторных учреждений немного снизилось.

В текущем году ситуация пока неоднозначная: ряд регионов в росте, а в некоторых — отмечается отрицательная динамика спроса на отдых в санаториях. О реальной ситуации на рынке рассказал Евгений Терентьев, руководитель Ассоциации «Санатории Татарстана» и основатель сервиса бронирования путевок «Санатории-России.РФ».

Санаторно-курортная отрасль и турпоток в текущем году

Евгений Терентьев

— Судя по статистике, которая недавно появилась, можно сказать, что период бурного роста завершен, потому что динамика по количеству отдыхающих за первые месяцы 2025 года разнонаправленная, — говорит Евгений Терентьев. — Например, выявлено 5 регионов-лидеров в России по количеству отдыхающих за первые месяцы 2025 года. Некоторые регионы вышли на отрицательный результат. В минусе Краснодарский край, Подмосковье, Башкирия. Немного прибавил Ставропольский край (+2%), а Крым прирос практически на 25%. Такая же картина по другим регионам, которые участвовали в оценке. Вообще по России за первые 4 месяца зафиксирован спад по количеству отдыхающих в санаториях. Пусть несущественная, но отрицательная динамика имеется. Это впервые с 2020 года. 

Причины снижения турпотока 

На мой взгляд, причина здесь такая: в нынешних условиях потенциальные гости санаториев не готовы переваривать такую высокую стоимость — путевки действительно подорожали. Да и доллар существенно упал в цене и, возможно, сейчас реализуется отложенный спрос на зарубежные поездки. Голосуют рублем. 

Руководителям здравниц надо обязательно пересмотреть ценовую политику, потому что в конечном итоге текущая ситуация по кому-то больно ударит.

Что касается Республики Татарстан, за первые месяцы 2025 года регион показал положительную динамику. Турпоток в санатории Татарстана вырос на 3% — почти 52 тыс человек отдохнуло в здравницах региона за первые месяцы 2025 года.

Сейчас декларируются различные проекты строительства на территории Татарстана, но в реальности пока никаких проектов не реализуется — за исключением «Корабельной рощи» в Нижнекамске. Этот санаторий практически заново возводится, там заявлено около 6 млрд руб инвестиций. Это единственный крупный проект санаторной отрасли Республики Татарстан, который воплощается на сегодняшний день. 

Санаторно-курортная отрасль и меры поддержки от государства

Я не первый раз говорю: можно построить корпус гостиницы, оборудовать и оснастить его, потом запускать в работу. С санаториями так невозможно. Помимо спального корпуса необходим медицинский блок, столовая, организация досуговой деятельности, территория, инфраструктура. Это все тянет за собой дополнительные высокие расходы по проекту. В итоге стоимость удваивается или даже утраивается.

Те государственные программы, которые направлены на строительство новых объектов — средств размещения и гостиниц, неприменимы к санаториям. И даже в условиях, если действующий санаторий пытается вести работу в этом направлении: вроде логично, спрос большой и можно построить еще один корпус, и все будет замечательно. Но строительство нового корпуса влечет за собой нагрузку на медицинский блок, столовую и другую инфраструктуру. Поэтому мощности надо увеличивать и в этих сегментах работы санатория.

Санатории и субсидии на строительство модульных объектов

Что касается программ развития туристической индустрии и предоставления субсидий на строительство модульных гостиниц, то здесь санатории активно участвуют. Они «прочувствовали», что можно так работать. В ближайшее время будет возможность принять участие на получение субсидии для развития туристской инфраструктуры. Здесь санатории будут активно участвовать. 

Эти программы кардинально не исправят ситуацию, но окажут помощь. Если мы говорим о субсидиях на туристскую инфраструктуру, то благодаря им санатории могут исправить ту часть инфраструктуры, до которой руки, как правило, не доходили. Это спортивные площадки, уличные тренажеры, детские площадки, инфраструктура для отдыха. Все эти опции привлекательны сами по себе, они повышают комфорт отдыха. В деятельности санаториев они обычно не играют первоочередную роль.

Всегда стоит задача сделать ремонт в номере, закупить медицинское оборудование — это важнее. Такие вещи, я считаю, очень помогают сделать отдых комфортнее. То же самое касается некапитальных сооружений — глэмпингов. Уже экспериментально опробованы такие проекты в санаториях. Одни по государственным программам с привлечением грантовой поддержки построили 10-15 глэмпингов, другие — сделали это на свои средства. И те, и другие увидели, насколько большим спросом пользуются такие средства размещения. 

Глэмпинги не несут кратного изменения номерного фонда, но позволяют гостям выбирать для себя более комфортные условия. Гость по-прежнему пользуется существующей инфраструктурой, медицинской базой, организованным питанием, досугом, а проживает не в номере, а уединенно и с приятным видом. Это разнообразие номерного фонда.

Кроме того, спрос на номера повышенной комфортности обычно часто превышает возможности санаториев. Появление таких предложений на рынке привлекательно. Поэтому вот такой мерой господдержки, доступной для санаторных учреждений, многие начали активно пользоваться. 

Комиссии, которые распределяют и одобряют претендентов, благосклонно относятся к санаториям и часто выбирают их победителями. Одно дело строить глэмпинг в красивой природной территории, но со сложной логистикой, плохой разбитой дорогой, сложностями в питании и пр. Другое дело — когда глэмпинг ставится на месте, где есть вся инфраструктура и стабильный турпоток. Экономическая целесообразность выше именно в условиях санатория. 

Турпоток в санатории: как привлечь?

Если мы говорим об увеличении турпотока в санатории, есть два пути. Первый — это увеличение количества номерного фонда для того, чтобы в пиковые сезоны установить максимальный спрос. Второй — привлекать отдыхающих в период межсезонья. Это должна быть интересная программа как по наполнению, так и по стоимости. Здесь нам надо конкурировать с коллегами из других регионов. 

Конкуренция классических санаториев и медикал-спа объектов

Санатории не ставят себе цель — конкурировать с медикал-спа. У медикал-спа и других подобных проектов четко выражен портрет гостя, с которым они работают. Санатории никак не конкурируют с этими объектами. Они пытаются, наоборот, сотрудничать для получения опыта, внедряют у себя эффективные программы, которые уже давно зарекомендовали себя в санаториях. 

P.s. Снижение стоимости на путевки

Что касается сдерживания стоимости туристических путевок, тут всегда можно найти компромисс и предложение не в ущерб той программе, которая изначально заложена. Где-то можно добавить больше развлекательной активности, где-то, наоборот, ее убавить и добавить медицинской направленности, дополнительных процедур. Где-то можно подключить экскурсионное наполнение. 

Возможности для маневра в ценообразовании всегда существуют.