
Третья часть эксклюзивного интервью, которое дал нашему порталу актер Юрий Тарасов, посвящена нюансам творческой профессии. Такой простой и беззаботной на первый взгляд.
О реалиях и мифах актерской жизни
— Есть расхожее мнение, что у актеров легкая, красивая жизнь…
— Скажу так: с момента, как я впервые снялся в кино, фильме Юрия Мамина «Окно в Париж», прошло 30 лет. И, возможно, моя точка зрения, что актерство — просто хобби, неверная. Ведь я этим зарабатываю деньги. И тогда получается, что вроде бы нужно двигаться вперед, строить карьеру. Но то, чем занимаюсь, позволяет не скучать, с теплотой, с душой относиться к своему делу. У меня не бывает такого, чтобы я с ужасом думал: «Ну вот, завтра опять на съемки». Просыпаюсь и с радостью еду. В любое время. Если надо, то и в пять утра.
Это позволяет сохранить мне свежесть восприятия профессии, любовь к ней. Жизнь не превращается в завод, где вкалываешь по графику, с утра до ночи. И потом это только обманчивое ощущение, что я занят во всех значимых проектах. На самом деле все они снимались в разное время. Так что, не могу про себя сказать, что дико востребован и очень занят. Наверное, запросто мог бы совмещать съемки с театром или еще с чем-то. Просто не хочу. Хорошо, что имею возможность пытаться усидеть на нескольких стульях одновременно и не вкалывать, как проклятый. Хотите честно? Самое сложное в нашей профессии не работа как таковая.
— А что?
— Труднее всего дождаться. И к этому времени не спиться, не разучиться работать, сохранить разум и физическое здоровье. Важно вытерпеть период, когда телефон предательски молчит.
Сидишь, как привязанный, словно приговоренный к бесконечно тишине. А звонка всё нет. И так продолжается месяц, два, три… Хотя уже пролил и пот, и кровь. И вроде бы сделал все от тебя зависящее. Хорошо хоть сейчас есть мобильники, а с ними появилась надежда, что не пропустишь нужный звонок.

В этом смысле дико завидую музыкантам и художникам. Ведь в отличие от них, не могу реализоваться в свободном творчестве, не вижу себя нем. Актер — профессия зависимая. От предложений и людей.
Однако все равно уверен: важно уметь ждать, терпеть и верить, что все получится. Абсолютно не сомневаюсь, что шанс выпадает каждому. И в такие моменты особенно важно быть готовым выложиться по максимуму. Более того, у любого актера хоть раз в жизни появляется возможность почувствовать себя богатым, когда денег выше крыши. По крайней мере, она была у многих моих знакомых. Просто кто-то так жил год, два или три, кто-то неделю.
О выборе между Петербургом и Московой
— Юрий, не секрет, что многие петербургские актеры по той или иной причине, переехали в Москву…
— Я люблю Питер, потому что здесь родился. Он очень красивый. Не устану это повторять. Однако с 2004 года тоже живу на два города. И уже чувствую себя почти как дома и в поездах («Мегаполисе», «Сапсане», «Красной стреле»), и в самолете. Причем, что бы не говорили, но основная причина, по которой актеры выбирают российскую столицу для продолжения профессиональной карьеры — именно количество возможностей.
Если в Петербурге запускается, скажем, пять проектов и попасть можно на один, в Москве за то же время 50 и есть шанс получить приглашение в пять из них. Потому и переезжают. И, поверьте, дело не только в стремлении заработать больше денег. Хотя, признаться, не понимаю, по каким правилам определяются ставки, и почему вчерашний выпускник, условно, ГИТИСА или Щепки получает в 1,5-2 раза больше, чем я, закончивший Санкт-Петербургскую Государственную Академию Театрального Искусства. Причем у меня в багаже сотня ролей, а у них две, одна из которых в проходной истории, а о другой никто и слыхом не слыхивал… Впрочем, мне не так много и надо. Ровно столько, чтобы не думать о деньгах. Есть ведь такая фраза: «Деньги… А что деньги? От них даже независимость зависит». И с этим не поспоришь.
Если же говорить о Москве, как о городе, мне нравится ее ритм, уже упомянутая палитра возможностей и «замах», который она позволяет сделать тому, кто ставит себе цели.
Питер и Москва — два мегаполиса. И каждый из них прекрасен по-своему. И в каждом есть то, за что его можно любить. И это бессмысленно сравнивать. Как математику и поэзию, как маму и папу… Однако у меня в Петербурге есть по-настоящему мое место — Никольский собор. Как известно, он считается военно-морским. В нем мне действительно легко. По сравнению со многими другими соборами и церквями двух столиц. И именно в Николу я могу прийти в любое время, по велению души, а не по поводу. Вообще для меня вера и религия разные понятия.
Если говорить о месте, где я провел детство, то это район в центре Питера под названием Коломна. Сейчас он с каждым годом пугает меня все больше и больше своей маргинальностью и достоевщиной, которые здесь были ровно столько, сколько себя помню. По вечерам даже гулять страшновато.
Поэтому теперь, когда приезжаю в Петербург, гуляю на собственном балконе. Летом он особенно хорош. Мама высадила герань, так что, я сижу и наслаждаюсь рассветами и закатами. Кстати, у меня с детства ощущение, петербуржцы всегда живут на кухне. За что я их очень люблю. Именно на кухне происходят многие творческие и деловые встречи, общение с семьей. В свое время именно на кухне сидели и болтали о том, о сем с мамой. В тайне от всех покуривая. У нас был один секрет на двоих.
Продолжение следует …
Автор фотопортрета: Максим Шадрин
Фотографии из личного архива Юрия Тарасова