1. Home
  2. Статьи
  3. Тренды
  4. Самоклассификация: опыт отельеров 
Самоклассификация: опыт отельеров 

Самоклассификация: опыт отельеров 

177
0

Сегодня слово «самоклассификация» в профессиональных кругах звучит едва ли не чаще, чем другие общеизвестные отраслевые термины. Единый реестр объектов классификации в сфере туристской индустрии — именно так называется новая гостиничная «база». Там обновляются и хранятся актуальные сведения обо всех средствах размещения, а также горнолыжных трассах и пляжах. Гостиничные объекты, подтвердившие свою классификацию и включенные в реестр, с 1 сентября продолжат обычную деятельность по заселению гостей. Те объекты, у которых в карточке значится статус «прекращен», официально вести гостиничное обслуживание не смогут.

Все владельцы отелей, баз отдыха, глэмпингов, апарт-отелей (а также горнолыжных трасс и пляжей) за 9 месяцев 2025 года должны были подтвердить классификацию занесением необходимой информации на государственном портале «Гостеприимство» (Национальная система аккредитации). Тех, кто этого не сделал, уже с сентября ждут санкции и штрафы. Санкции в виде невозможности дальнейшего законного предоставления услуг средством размещения и удаления объекта с сайтов онлайн-агрегаторов, а штрафы в виде конкретной денежной суммы.

В случае, если будет установлен факт предоставления услуг неаккредитованным средством размещения, с 6 сентября наступает административная ответственность. Как ранее комментировал Роман Арсений, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой туризма и гостиничного дела Российской международной академии туризма (РМАТ), эксперт по классификации, размер штрафа, наложенного на должностных лиц, составляет от 50 тысяч до 70 тысяч рублей, на юридических лиц — от 300 тысяч до 450 тысяч рублей. При повторном нарушении размер штрафа будет увеличен: сумма привязывается к объему выручки и не может быть менее 500 тысяч рублей. 

Мы спросили отельеров о том, как прошла процедура самоклассификации, о возникавших трудностях с прохождением, а также о преимуществах и недостатках новой гостиничной «реформы».

Самоклассификация: опыт 

Ольга Никитина, генеральный менеджер отелей Cosmos Moscow Paveletskaya Hotel, Cosmos Smart Moscow Dubininskaya Hotel, Cosmos Smart Moscow Semenovskaya, поделилась опытом, как три московских отеля справились с задачей. Отметила она и плюсы системы:

Ольга Никитина

— Совсем недавно наши три отеля в Москве успешно прошли самоклассификацию с занесением в единый реестр. По нашему опыту можем смело сказать, что интерфейс платформы удобен и понятен. Пошаговая навигация помогает пройти все этапы с поддержкой и с объяснениями. Существуют четкие критерии классификации, не рекомендуется завышать категорию звездности — лучше указать, что в реальности присутствует в вашем отеле, чем получить отказ при проверке. На платформе есть функция заполнения формы поэтапно, что позволяет сохранять данные и вернуться к редактированию перед финальной отправкой. После отправки заявки и необходимых документов проверка занимает в среднем пять рабочих дней. Наш опыт показывает, что при внимательном подходе, наличии всех требуемых документов и возможности сделать качественные фотографии прохождение самоклассификации занимает до двух недель и не требует привлечения сторонних специалистов.

Дарья Ковалевская, сооснователь и генеральный директор компании Sokroma, также поделилась своим опытом:

Дарья Ковалевская

— По нашей сети мы начинали процедуру самооценки еще в марте. Тогда сайт работал не очень корректно. Мы эту процедуру отложили на какой-то период. И вот сейчас у нас все объекты, кроме одного (по нему ждем, когда придет разрешение и понимаем, что сейчас система перегружена), прошли процедуру самооценки. 

По ее словам, отельерам было полезно еще раз посмотреть на свой объект, проверить, насколько он соответствует ожиданиям, и что нужно сделать для того, чтобы быть в рынке и предоставлять услуги согласно ожидаемому сервису. 

Своим опытом самоклассификации с нами поделились и представители глэмпинг-индустрии. 

Так, Сергей Лыков, основатель карельского глэмпинга «Папоротник» сообщил, что объект прошел классификацию в начале года:

Сергей Лыков

— Мы это сделали в конце февраля. По времени от подачи заявки до получения положительного ответа прошло около 7 дней. Если бы подали заявку раньше, то, думаю, что процесс прошел бы быстрее. Технически проблем не возникло. Но перед самой процедурой пришлось посмотреть несколько вебинаров на эту тему — ссылки и информацию предоставили агрегаторы-партнёры. Все правильно заполнить получилось не быстро, но в течение суток заявку заполнили и отправили на модерацию. Из-за большого наплыва желающих зарегистрироваться — а нужно было это сделать до 1 марта 2025 — пришлось подождать. После ответа с запросом небольших уточнений, на которые мы предоставили необходимую информацию, нас зарегистрировали. Слышал от коллег, что летом процедура стала более длительной, возможно, потому, что все откладывали этот процесс и сейчас сотрудники, проверяющие информацию, чисто физически не успевают ее обрабатывать. 

Ирина Емелина

Ирина Емелина, бизнес-ассистент собственника глэмпингов «Море», «Хвоя» и «Берег», также отметила простоту процесса:

— В целом, всё прошло легко. Достаточно понятные инструкции по прохождению самооценки, а также наши объекты не требовали какой-то масштабной доработки. Единственной сложностью были периодически меняющиеся требования, которые добавлялись в приложении. 

Единый реестр и занесение в него апарт-отелей

Спросили мы о самоклассифмикации и представителя компании, которая управляет сервисными апартаментами. Евгения Мироненко, генеральный директор RBI PM, отметила, что несмотря на ожидаемые сложности, в апарт-отелях сети все прошло достаточно гладко:

Евгения Мироненко

— Когда вышло требование обязательной классификации и внесения всех объектов в реестр, многие коллеги в отрасли ожидали, что это будет настоящий бюрократический квест: десятки справок, акты, согласования, проверки «до винтика». Мы в Artstudio тоже готовились к тяжелому процессу. Но на практике всё оказалось проще, чем думали. Основное, что реально потребовалось, — это выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРН — чтобы подтвердить легальность объекта и принадлежность к компании или собственникам. Также нужны были договоры на вывоз мусора и обращение с отходами — обязательный элемент для подтверждения экологической безопасности. Вот и всё. Остальное оказалось формальностями, которые у гостиницы и так должны быть: паспорт объекта, фотографии номеров, перечень услуг.

По словам Евгении Мироненко, классификация дисциплинирует, однако, для объектов с множеством собственников бюрократия умножается:

— Даже если пакет минимальный, он заставляет управляющую компанию держать базовые документы «в порядке». То, на что в рутине можно было закрыть глаза, теперь становится обязательным. У каждого апартамента своя выписка. Это несложно, но требует дисциплины и координации: все собрать, сверить даты, подгрузить без ошибок. Теперь у нас в руках есть подтверждение статуса: наши апарт-отели официально в реестре гостиниц. Для инвестора это знак доверия, для гостя — гарантия легальности и качества.

Самоклассификация и ее плюсы

Ольга Никитина, генеральный менеджер отелей Cosmos Moscow Paveletskaya Hotel, Cosmos Smart Moscow Dubininskaya Hotel, Cosmos Smart Moscow Semenovskaya, видит несколько преимуществ в создании реестра средств размещения:

— Создание единого реестра, безусловно, поможет стандартизировать уровень сервиса. Мы уверены, это послужит стимулом к повышению сервиса во многих отелях. Для гостей создание данной базы укрепит доверие к отелям. Так как любой турист сможет перепроверить, какую звездность присвоил себе тот или иной объект и какие именно услуги там заявлены. Для отеля тоже будут плюсы при вступлении в реестр — это позволит воспользоваться различными мерами поддержки. Конечно, еще огромное преимущество в том, что подача документов происходит в онлайн формате, все автоматизировано и упрощено.

Сергей Лыков, основатель глэмпинга «Папоротник», считает, что плюсов в создании Единого реестра намного больше, чем минусов:

— Во-первых, это сильно обелит рынок, выровнит конкурентные условия и сделает потребителя туристических услуг максимально защищенным. Все игроки будут вынуждены работать по единым правилам в рамках закона. Конечно, это приведет к дополнительным издержкам, за которые, в конце концов, заплатит потребитель, но зато даст бОльшие гарантии и защищенность от мошенников. Государство получит увеличенный размер налогов, региональные бюджеты будут пополнять свою казну с туристического налога, МВД улучшит качество надзора за передвижением граждан, их регистрацией и т. д.

«Такие меры хорошо отрезвляют рынок»

Ирина Емелина, бизнес-ассистент собственника нижегородских глэмпингов «Море», «Хвоя» и «Берег», отметила следующее:

— Мы видим плюс в прозрачности для туристов. Если они находят объект в Реестре, то понимают — он проверен и безопасен.

Евгения Мироненко считает, что Единый реестр стал точкой перелома, поскольку теперь все оказались в одной системе координат:

— Рынок гостиниц и апарт-отелей в России долгое время жил в «двух реальностях». Одни объекты строго проходили классификацию, подтверждали звёзды, работали по правилам. Другие — апартаменты, базы отдыха, глэмпинги — существовали на периферии, часто без четких стандартов. Теперь же появились преимущества для гостя, рынка и инвесторов. Для гостя — это повышение доверия к объекту. Он открывает реестр и видит: объект официально признан гостиницей, всё прозрачно. Для рынка — ведение бизнеса на равных правилах. Больше нет деления на «классические гостиницы» и «остальных». Для инвесторов — это уверенность: если апартаменты в реестре, то они не являются «серым активом», а совершенно легальны.

Но есть и вызовы, по мнению Евгении Мироненко:

— Маленьким объектам сложнее: для глэмпинга на десять домиков требования такие же, как для большой гостиницы. Есть риск, что кто-то будет относиться к классификации формально, ради «галочки».

Дарья Ковалевская считает, что такие меры хорошо отрезвляют рынок:

— Введение единого реестра и необходимость повторного прохождения классификации, только самостоятельно и без эксперта — как некая проверка для отельеров. Здесь можно было задать себе вопрос: а действительно ли мы соответствуем тем «5 звездам», которые имеются, все ли требования соблюдены? Может быть, обнаружится недостаточная площадь номеров или нехватка каких-то общих зон, необходимых для данной категории отелей, отсутствие важных и необходимых услуг. Такие меры хорошо отрезвляют рынок. Но как получится на практике, покажет только время.